Дело № 2-117/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2012 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Легкового В.В.,
при секретаре Максуровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прошкиной И.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прошкина И.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании действия ответчика выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и об обязании заключить договор о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: № в собственность за плату в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Истица обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако, несмотря на полный перечень документов, она получила письменный отказ в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>В. В качестве основания отказа указано Решение Совета городского округа город Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» № 33/9 от 28.02.2008г. С данным отказом она не согласна.
Стороны: истец Прошкина И.Р., представитель ответчика - Администрация ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащем образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также стороны были извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (http://leninski.bkr.sudrf.ru), однако они в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей не обращались, документов, подтверждающих уважительность неявки в суд, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставили. Суд считает причину неявки сторон неуважительной. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии сторон.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в их совокупности, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).
Как установлено судом, истица является собственником индивидуального жилого дома общей площадью 221 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в. Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенный под принадлежащим объектом недвижимости, сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26,29,31).
Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Далее ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истца обратилась к в Администрацию ГО г. Уфы с просьбой предоставить земельный участок в собственность. Однако получила ответ за подписью заместителя председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа М.А. Лазаренко, в котором было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>В. В качестве основания отказа указано Решение Совета городского округа город Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» № 33/9 от 28.02.2008г. в ред. решения Совета от 23.04.2009 года №15/7.
С данным отказом суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество.,.» № 122-ФЗ от 21,07.1997г. ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Росреестра по РБ, а также в органе кадастрового надзора - Кадастровой палате РБ.
Соответственно п. 1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежащее государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 вышеуказанного положения государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Кадастровым планом земельного участка, какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервирования данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
В данном случае Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылок на п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
О том же говорит и п.2 ст. 16 Закон РБ от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Это означает, что резервирование земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки.
Согласно ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенности установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте такого издания акта на момент его издания; выдаваемая органом местно самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если это земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.
Из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий названному лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений этого права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прошкиной И.Р. удовлетворить.
Признать действия Администрации ГО г.Уфа выразившееся в письме от 26.04.10г незаконным.
Обязать Администрацию ГО г.Уфа заключить с Прошкиной И.Р. договор о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: № в собственность за плату в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Уфы в течение месяца.
Судья В.В. Легковой
Решение не вступило в законную силу на 16.01.12