№ 2-4593/11 решение по иску Абдрахмановой к ООО АИРА ТУР о возмещении ущерба по закону о зашите прав потребителей



    № 2-4593/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салимзяновой Г.М.,

при секретаре Гимазовой Э.И.

с участием истца Абдрахмановой Ф.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдрахмановой Ф.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «АИРА-ТУР» о возмещении ущерба по Закону РФ «О защите прав потребителей»,

У С Т А Н О В И Л:

    Абдрахмановой Ф.И. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «АИРА-ТУР» (далее ООО «АИРА-ТУР») о возмещении ущерба по Закону РФ «О защите прав потребителей». Истец мотивировал свои исковые требования тем, что 26.06.2011 года с целью совершения Большого и Малого Хаджа в <адрес> Саудовская Аравия в 2011 году она заключила договор с ООО «АИРА-ТУР» на туристическое обслуживание. Стоимость поездки составила 83 100 рублей. 26.07.2011 года она оплатила денежные средства в полном объеме. Согласно нормам Ислама Хадж совершается в строго определенное время и только на территории Мекки. Это 8-13 числа месяца Зуль-Хиджа по мусульманскому календарю (хиджри). В 2011 году это дни с 04 по 09 ноября. Директором ООО «АИРА-ТУР» Беляевой М.Ф. паломникам было разъяснено, что они вылетают 24 октября 2011 года из <адрес> в <адрес>, оттуда в <адрес>, а затем в Саудовскую Аравию на автобусе. Однако, 23 октября 2011 года представители ООО «АИРА-ТУР» без объяснения причины сообщили, что вылета в <адрес> не будет и что в 2011 году Хадж совершить она не сможет. 03 ноября 2011 года ему вернули заграничный паспорт, в котором отсутствовала виза Королевства Саудовская Аравия. Со стороны ответчика претензии в отношении исполнения истцом обязательств по договору не предъявлялись. В связи с тем, что ответчиком были нарушены сроки оказания услуги по договору, 01 ноября 2011 года она обратилась к ООО «АИРА-ТУР» с заявлением о расторжении договора и возврате денежных средств, оплаченных по договору, однако денежные средства ей не были возвращены. Истец просит взыскать с ответчика оплаченную по договору сумму в размере 83 100 рублей, сумму, уплаченную за прививку от менингита в размере 1 200 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

    В судебном заседании истец Абдрахманова Ф.И. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.

    Представитель ответчика ООО «АИРА-ТУР» на судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. 19 декабря 2011 года по факсимильной связи в суд поступило ходатайство директора ООО «АИРА-ТУР» Беляевой М.Ф. об отложении судебного заседания, поскольку она, являясь единственным работником ООО «АИРА-ТУР», находится на стационарном лечении в больнице, а адвокат Галлямова Е.И. участвует в качестве защитника по уголовному делу в Кировском районном суде г. Уфы. Подтверждающих доказательств, суду не представлено. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Выслушав объяснения истца, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

    Согласно статье 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» - исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения оказания отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

    В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) – сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказания услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цена за выполнение работы (оказания услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказания услуги).

    По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на изготовителе, исполнителе (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

    В соответствии со ст. 56 Гражданского Процессуального Кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

    Судом установлено, что 26.07.2011 года между Абдрахмановой Ф.И. именуемой в дальнейшем Паломник, и ООО «АИРА-ТУР», именуемым в дальнейшем Компания, был заключен Договор на туристическое обслуживание – «Паломники Большого и Малого Хаджа как делегация Аллаха».

    В соответствии с п. 1.1 настоящего Договора Компания предоставляет Паломнику необходимые документы для совершения Хаджа в КСА, проживания в КСА и возвращения в Россию согласно требованиям Королевства Саудовской Аравии.

Согласно п.2.1 договора Компания несет ответственность перед Паломником только в рамках своих договорных обязательств, входящих в набор оплаченных услуг. Предел ответственности компании перед Паломником ограничен предоставлением конкретно указанного перечня услуг.

Пунктами 2.2, 2.3, 2.4 указанного Договора предусмотрена обязанность Компании ознакомить Паломника с правилами поведения в стране пребывания, с таможенными и пограничными правилами; обеспечить предоставление документов в Посольство на получение Паломником въездной визы на пребывание в стране КСА; обеспечить бронирование, оформление и получение билетов на международный транспорт, а Паломник обязан осуществить 100 % оплату стоимости поездки, согласно п. 2.11 договора.

    Абдрахмановой Ф.И. была произведена 100 % оплата стоимости поездки в г. Мекку по туристическому договору в размере 83 100 рублей, что подтверждается квитанцией от 26.07.2011 года.

    Таким образом, истец свои обязательства по Договору исполнил полностью.

    Ответчиком же обязательства по Договору от 26.07.2011 года в виде оказания услуги по совершению Большого и Малого Хаджа истцу Абдрахмановой Ф.И. исполнены не были, поездка не состоялась. О том, что ООО «Аира-Тур» заключило с туроператором договор на совместную деятельность истец не была информирована, что также подтверждается и договором на предоставление услуг от 01.09.20111г. в котором отсутствует информация о туроператоре.

    В указанном договоре имеется оговорка о том, что «этот документ является договором на туристическое обслуживание между ООО «Аира-Тур», действующего на основании устава и лицензии и Паломником Абдрахмановой Ф.И. В связи с чем суд считает обоснованными требования истца.

    Со стороны ответчика не представлено суду возражения на исковое заявление, однако ни одного доказательства, а также лицензии ООО «Аира-Тур» и устав в обоснование своего возражения, суду не представлено, согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ. Хотя у ответчика было достаточно времени для предоставления письменных возражений и вышеуказанных документов, подтверждающих разрешенную деятельность на туристическое обслуживание.

    Письмом Госкомитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму от 08.12.2011г. № подтверждается, что ООО «Аира-Тур» является туристическим агентством. Доводы истца о том, что ООО «Аира-Тур» не имел лицензии согласно списку от 15.03.2010г. , суд считает недопустимыми.

    Согласно п.2.8 договора Компания несет материальную ответственность в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристической деятельности в РФ», «О защите прав потребителей», действующим законодательством, настоящим договором.

    Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны., на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

    Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации на отдых и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным Законом от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». В статье 10 названного Закона указано, что реализация туристического продукта осуществляется на основании договора,

    заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

    К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

    Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

    Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта    

    В соответствии с п. 2.9 договора, перечисленные условия, при которых Компания ООО «Аира-Тур» не несет ответственности за ущерб. Указанный в исковом заявлении случай не относится к перечисленным в п. 2.9 договора основаниям.

    01.11.2011г. истец Абдрахманова Ф.И. на имя директора ООО «Аира-тур» обратилась с заявлением о том, что в связи с несостоявшейся поездкой в Хадж в КАС и просила вернуть полную стоимость оплаченной поездки в размере 83 100 руб. Данное заявление ответчик получил 01.11.2011г., однако её требования не выполнил.

    Таким образом, ввиду нарушения ответчиком обязательств по Договору, у истца возникло право требования полного возмещения убытков. В связи с чем, требование истца о возврате денежных средств в размере 83 100 рублей, внесенных в счет оплаты по Договору на туристическое обслуживание от 26.07.2011 года, подлежат удовлетворению.

    В силу ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

    Поскольку судом установлена вина ответчика в нарушении прав истца как потребителя, его требование о компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.

    При определении размера компенсации за моральный вред, суд учитывает, что истец по вине ответчика не совершил в 2011г. Большой и Малый Хадж в г. Мекку, который согласно нормам Ислама совершается строго в определенное время – 1 раз в год, в связи с чем, как человек верующий испытал нравственные страдания. Суд считает разумным и справедливым определить размер морального вреда в 3 000 рублей.

    Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требования удовлетворить в части взыскания материального вреда в сумме 83 100 руб., морального вреда в сумме 3 000 руб., и 1 200 руб. за прививку, так как она понесла убытки в соответствии с требованиями ст. 15 ГК РФ и ст. 28 «Закона о защите прав потребителей», а также она могла эти расходы не понести, если бы заранее знала о том, что тур. поездки не будет.

    В соответствии со ст. 103 Гражданского Процессуального кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере удовлетворенной части исковых требований - 2 929 рублей.

В остальной части исковых требований о суммы морального вреда в размере 32 000 руб. суд считает необходимым отказать.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Абдрахмановой Ф.И. удовлетворить частично.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АИРА-ТУР» в пользу Абдрахмановой ФИО6 материальный ущерб в размере 83 100 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, сумму оплаты за прививку в размере 1200 руб. всего 87 300 рублей.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АИРА-ТУР» государственную пошлину в доход государства в размере 2 929 рублей.

    В удовлетворении в остальной части исковых требований о взыскании суммы морального вреда в размере 32 000 руб. отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись

Решение не вступило в законную силу 30.12.2011г.