№ 2-142/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2012 года город Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Гизатуллиной Г.М.,
с участием истца Фазлыевой К.М.,
представителя истца – Манахова П.А., действующего на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за № от ДД.ММ.ГГГГ,
третье лицо Галимханова Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фазлыевой К.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения,
У С Т А Н О В И Л:
Фазлыева К.М. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на 1/3 доли самовольно возведенные строения – жилой дом под литером А, веранду под литером а, навес под литером а 1, сараи под литерами Г, Г1, баню под литером Г2, предбанника под литером Г3, расположенные по адресу <адрес>. Также истица просит закрепить за ней 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. со стороны центрального входа в дом под литером А, расположенный на вышеуказанном участке.
Истица мотивировала свои требования тем, что на пустующем земельном участке ее родители Рамазановы в 1969 году построили жилой дом под литером А, расположенный по вышеуказанному адресу.
В 1989 году родители приняли решение построить пристрой к жилому дому под литером А1, и не жилые строения - веранду под литерами а, а 2, навес под литерами а 1, а 3, позже построили сарай под литером Г, Г1, баню под литером Г2, предбанник под литером Г3. Все постройки возводили своими силами и на свои средства. Проводили текущий и капитальный ремонт.
В указанном доме проживали ее родители: отец – Рамазанов М.А., мать – Рамазанова З.Г., она, брат – Рамазанов Т.М. и сестра – Галимханова Ф.М.
В 2003 года умерла мать – Рамазанова З.Г., в 2005 года – отец Рамазанов М.А.
В 2006 году истица начала сбор необходимых документов для узаконения самовольно возведенных построек, и получила положительные заключения. Полагает, что самовольно возведенные строения не нарушают права и законные интересы других граждан.
Истица считает, что, являясь одним из наследников имущества своих родителей, в соответствии со ст. 1153 ГК РФ приняла наследство в установленный законом срок, то может претендовать на 1/3 доли указанного домовладения.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Манахов П.А. исковые требования о признании права собственности на 1/3 доли самовольно возведенных построек поддержали, просили удовлетворить их по основаниям, указанным в иске, пояснив, что в 2005 году отец Рамазанов М.А. выдал доверенность на имя Фазлыевой К.М. для узаконения и оформления его прав на индивидуальный жилой дом. С 2005 года она начала сбор всех необходимых документов и согласований. В тот период времени она проживала вместе с отцом в указанном доме, а перед самой смертью забрала его к себе в квартиру. После смерти отца она периодически проживала вместе со своим сыном в комнате № общей площадью <данные изъяты> кв.м. По указанным основаниям просила признать за ней право на 1/3 самовольно возведенных строений. Требования в части закрепления 1/3 доли земельного участка просили оставить без рассмотрения, в связи с необходимостью сбора дополнительных документов.
Третье лицо Галимханова Ф.М. против удовлетворения иска не возражала, также пояснила, что Фазлыева К.М. проживала в доме родителей и до смерти отца и после.
Третье лицо Рамазанов Т.М., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, и его представитель по доверенности Гайсина З.Р. на судебное заседание не явились, хотя были извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской. В предоставленный судом срок к 17 января 2012 года Рамазанов Т.М. и его представитель не представили суду исковое заявление с требованиями относительно спорного домовладения в соответствии со ст.ст. 131, 132 ГПК РФ.
Представитель Администрации городского округа город Уфа на судебное заседание также не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, о чем имеется почтовое уведомление.
Не явившиеся стороны об уважительных причинах неявки суду не сообщили, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика и третьего лица.
Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву представителя Рамазанова Т.М. по доверенности Гайсиной З.Р., в иске Фазлыевой К.М. просит отказать, так как считает, что требование истицы может быть удовлетворено только в случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена самовольная постройка.
Выслушав истца, его представителя, и третье лицо, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленным законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена самовольная постройка.
Право собственности не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 06.07.2007 года на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу:. Уфа, <адрес>, находятся самовольно возведенные строения: жилой дом под литером А, пристрой под литером А1, НСО под литером Б, веранды под литерами а, а 2, навесы под литерами а 1, а 3, сараи под литерами Г, Г1, баня по литером Г2, предбанник под литером Г3.
Самовольные строения отвечают противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам и пригодны к заселению и эксплуатации, что подтверждается:
градостроительным заключением по условиям предоставления земельного участка № ГЗ-6346/и от 24.11.2006 года;
заключением Отдела Государственного пожарного надзора г. Уфы № 174 от 18.12.2006 года;
справкой от 28.08.2007 года, выданной Администрацией Ленинского района городского округа город Уфа, о готовности индивидуального жилого дома к заселению;
протоколом заседания комиссии по застройке Администрации городского округа город Уфа от 23.01.2007 года о разрешении ввода в эксплуатацию и оформление прав пользования земельным участком Фазлыевой К.М., находящимся по адресу: <адрес>;
Представленные документы свидетельствуют о том, что сохранение самовольных строений не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Согласно акту согласования границ землевладений – претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 30.06.2006 года о внесении изменений в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Ввиду того, что самовольно построенный жилой дом возведен до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до 30.06.2006 года, поскольку в вышеуказанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Установлено, что истица Фазлыева К.М. (добрачная фамилия Рамазанова) является дочерью Рамазанова М.А. и Рамазановой З.Г., согласно свидетельству о рождении серии № № от 02.11.1964 года.
Рамазанова К.М. заключила брак с Фазлыевым Р.Ф. 21.06.1997 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии № № от 21.06.1997 года.
16.12.1998 года Фазлыев Р.Ф. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии № № от 16.12.1998 года.
15.11.2003 года умерла мать истицы и третьих лиц - Рамазанова З.Г. (свидетельство о смерти серии I-АР № от 15.11.2003 года).
21.10.2005 года умирает отец - Рамазанов М.А. (свидетельство о смерти серии № от 22.10.2005 года).
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.2 ст.1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязания третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
После смерти матери истицы - Рамазановой З.Г., Рамазанов М.А. выдал доверенность на имя своей дочери – истицы Фазлыевой К.М. на представление его интересов при узаконении, оформлении и регистрации его прав на индивидуальный жилой дом с надворными постройками и земельным участок, находящийся по адресу: <адрес>, что подтверждается нотариальной доверенностью, зарегистрированной в реестре за № от 03.02.2005 года.
Поскольку после смерти родителей истица фактически проживала в спорном домовладении, что также подтверждается показаниями третьего лица Галимхановой Ф.М., то есть фактически вступила во владение наследственным имуществом, следовательно, она фактически приняла наследство наследодателей, состоящее из домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельствам о рождении серии № от 30.03.1961 года и серии № от 24.09.1954 года, третьи лица Рамазанова (Галимханова) Ф.М. и Рамазанов Т.М. являются детьми Рамазанова М.А. и Рамазановой З.Г., которые также в силу ст. 1142 Гражданского кодекса РФ являются наследниками первой очереди после умерших родителей, поэтому доля каждого из наследников Галимхановой Ф.М., Рамазанова Т.М. и Фазлыевой К.М. составляет 1/3 часть спорного домовладения, находящегося по адресу: <адрес>.
Суд принимает во внимание, что самовольные строения, возведенные Рамазановыми (родителями истицы и третьих лиц) и расположенные на земельном участке, находящимся в их фактическим пользовании с 1969 года, которые уже возведены, введены в эксплуатацию, отвечают противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам и пригодны к заселению и эксплуатации, в связи с чем, исковые требования Фазлыевой К.М. в части признания права собственности на 1/3 доли вышеуказанного домовладения подлежат удовлетворению.
В части требования о закрепления 1/3 доли земельного участка за истицей судом вынесено отдельное определение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фазлыевой К.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения удовлетворить.
Признать за Фазлыевой К.М, право собственности на 1/3 доли на возведенные строения: жилой дом под литером А, веранду под литером а, навес под литером а 1, сараи под литерами Г, Г1, баню под литером Г2, предбанник под литером Г3, расположенные по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Председательствующий: Г.Р. Хасанова
Решение суда не вступило в законную силу.