Дело № 2-285/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2012 года г. Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.
при секретаре Галимовой Э.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустафоевой Г. И. и Имаева И. И. к Никитенко И. Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
У С Т А Н О В И Л:
Мустафоева Г.И. и Имаев И.И. обратились в суд с исковым заявлением к Никитенко И.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, мотивируя следующим.
Истцы являются собственниками земельных участков, расположенных соответственно по адресам: <адрес>.
Ответчик арендует смежный земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>.
Границы земельных участков № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по застройке <адрес>.
Ответчик, разобрав часть забора, разделяющего земельные участки № по <адрес> и № по <адрес>, вопреки нормам земельного законодательства, строительным и противопожарным нормам возвел строения Г – предбанник, <данные изъяты> – баня, <данные изъяты>-летняя кухня, <данные изъяты> – веранда.
Строения Г.Г1 заходят на земельный участок № по <адрес> (Мустафоевой Г.И.), Г2 – выстроен на границе с земельным участком № по <адрес> (Мустафоевой Г.И.) и № по <адрес> (Имаева И.И.).
Данное обстоятельство подтверждается ответом МУ «Управление пожарной охраны ГО г. Уфа РБ» от ДД.ММ.ГГГГ и Проектным планом землепользования от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с примечанием к п. 2.12 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ по иску Мустафоевой Г.И. к Администрации ГО г. уфа, Никитенко И.Н., Газизовой А.А. о признании строения самовольной постройкой, прекращении права собственности, обязании снести строения, установлено: Никитенко И.Н. захвачена часть земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, факт захвата земельного участка подтвержден планами земельных участков, Заключением Урало-сибирского независимого экспертного центра № от ДД.ММ.ГГГГ; разрешительной документацией на строительство строений либо судебных решений об их узаконении Никитенко И.Н. не представлено.
Указанным решением на ответчика возложена обязанность снести часть строения, занимающую земельный участок, расположенный по адресу <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что строения под литерами <данные изъяты> являются объектами недвижимого имущества, пристроены друг к другу и неразрывно связаны с землей, устранить нарушение прав Мустафаевой Г.И. путем снесения лишь части спорных строений выходящих на ее земельный участок, не представляется возможным.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснили что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В судебном заседании истец Имаев И.И. в своих интересах и действующий по доверенности в интересах Мустафоевой Г.И., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Никитенко И.Н. иск не признал, представил письменные возражения.
Истец Мустафоева Г.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав доводы сторон, изучив и оценив материалы дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ по иску Мустафоевой Г.И. к Администрации ГО <адрес>, Никитенко И.Н., Газизовой А.А. о признании строения самовольной постройкой, прекращении права собственности, обязании снести строения установлено то, что постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> разрешено разработать проект индивидуальной застройки на земельном участке с ориентировочной площадью <данные изъяты> Га восточнее жилого района «Затон» временно используемый совхозом «Уфимский» <адрес>. После согласования и утверждения проекта генплана <адрес> обязана была в установленном порядке оформить участки под строительство и произвести инженерно-геологические, съемочно-изыскательные работы в объеме, необходимом для проектирования. В соответствии с п. 3 постановления ГУ архитектуры и градостроительства обязано было по заявке Товарищества индивидуальных застройщиков <адрес> выдать <адрес> архитектурно-планировочное задание.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Устав Товарищества индивидуальных застройщиков территории восточнее жилого района «Затон» - «Тихая Слобода», целью которого явилось удовлетворение потребностей индивидуальных застройщиков в жилье, в соответствии с которой предметом деятельности товарищества явилось проведение работ по оформлению отвода земельных участков в собственность членов товарищества, создания условий, необходимых для проживания, надлежащее содержание придомовых территорий, обеспечение коммунальными и другими услугами.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Башкортостан, за Мустафоевой Г. И. признано право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. по границам Генплана, расположенный по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ правообладателями соседних земельных участков был составлен акт, согласно которому Газизовой А.А. был снесен забор между земельными участками по <адрес>, <адрес> и <адрес>, на его месте было установлено строение размером 25 м х 15м.
ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление пожарной охраны ГО <адрес> Республики Башкортостан» за исх. №, ответило, что на границе земельных участков № и № по <адрес> имеется строение площадью <данные изъяты> кв.м. На земельном участке № по <адрес>, имеется строение площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее Газизову М.И. На границе земельных участков № и № по <адрес> имеется строение длиной <данные изъяты> м, часть которого выступает на земельный участок № на <данные изъяты> м принадлежащее Никитенко И.Н. Также допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач над кровлями сооружений.
Тем самым на земельном участке № по <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не представляется возможным.
Из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заключением судебно-землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ проведенной Урало-сибирским независимым экспертным центром, установлено, что имеется частичное наложение земельного участка №по <адрес> на земельный участок № по <адрес>, в результате чего образовался участок несоответствия площадью <данные изъяты> кв.м.
Факт того, что Никитенко И.Н. неправомерно была занята части земельных участков, расположенных по адресам <адрес> и <адрес> подтверждается планом земельных участков, составленным МУ «Земельное агентство» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь земельного участка № по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., в то время как всеми документами, выданными ранее, подтверждается, что Мустофоевой Г.И. предоставлялся земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ по иску Мустафоевой Г.И. к Администрации ГО <адрес>, Никитенко И.Н., Газизовой А.А. о признании строения самовольной постройкой, прекращении права собственности, обязании снести строения иск удовлетворен, в частности суд обязал Никитенко И.Н. снести часть строения, занимающий земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из письма МУ «Управление пожарной охраны ГО <адрес> Республики Башкортостан» за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на границе земельных участков № и № по <адрес> имеется строение площадью <данные изъяты> кв.м. На земельном участке № по <адрес>, имеется строение площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее Газизову М.И. На границе земельных участков № и № по <адрес> имеется строение длиной 17 м, часть которого выступает на земельный участок № на 1.2 м принадлежащее Никитенко И.Н. Также допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач над кровлями сооружений.
Тем самым на земельном участке № по <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не представляется возможным.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
Никитенко И.Н. не представлено доказательств наличия у него разрешительной документации на строительство строений под литерами <данные изъяты> на земельном участке, находящимся по адресу <адрес>, что дает основание определить это строение самовольной постройкой, в связи с чем исковые требования Имаева И.И. и Мустафоевой Г.И. подлежат удовлетворению.
Таким образом, Мустафоева Г.И. и Имаев И.И. являются собственниками земельных участков расположенных по адресу <адрес>, однако в полном объеме не могут реализовать свои права, поскольку вследствие неправомерных действий владельцев соседнего земельного участка – Никитенко И.Н. по захвату части земельного участка Мустафоевой Г.И. и Имаева И.И. они приняли форму, непригодную для строительства на нем каких-либо строений. Факт незаконного захвата земельных участков подтвердился в судебном заседании планами земельных участков, согласно которым площади земельного участка Мустафоевой Г.И. уменьшилась с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. На образовавшемся земельном участке Никитенко И.Н. были возведены строения, разрешительной документации на строительство которых Никитенко И.Н. не представлено.
Следовательно исковые требования Муставоевой Г.И. и Имаева И.И. об обязании Никитенко И.Н. снести строения под литерами <данные изъяты>-предбанник, <данные изъяты>-баня, <данные изъяты>-летняя кухня, <данные изъяты>-веранда, расположенные на земельном участке № по <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мустафоевой Г. И. и Имаева И. И. удовлетворить.
Обязать Никитенко И. Н. снести строения под литерами <данные изъяты>предбанник, <данные изъяты>баня, <данные изъяты>-летняя кухня, <данные изъяты>веранда, расположенные на земельном участке № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня изготовления решение в окончательной форме.
Председательствующий: подпись С.Р. Зайнуллина