2-693/2012 - Ахметов А.Г. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок - решение



        № 2-693/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Гизатуллиной Г.М.,

с участием представителя истца – Ганиевой А.Р., действующей на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова А.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о расторжении договора аренды земельного участка и признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Ахметов А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфа о расторжении договора аренды земельного участка и признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований истец указал, что он является собственником жилого дома под литерами А, а, а1 по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 11.08.1998 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на указанном земельном участке.

Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа от 20.04.2011 года истцу был предоставлен указанный земельный участок в аренду на 5 лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

На указанный земельный участок между Ахметовым А.Г. и Администрацией ГО г.Уфы был заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет.

Фактическое пользование земельным участком происходит с 1949 года, что подтверждается архивной выпиской от 26.01.1950 года.

В 2011 году истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно или путем выкупа, однако ему было отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах территорий зарезервированных для муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ганиева А.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Администрации городского округа город Уфа в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, согласно имеющегося в материалах дела уведомления, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствии ответчика, надлежаще извещенного о дне и месте рассмотрения дела, признав причину неявки ответчика неуважительной.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ахметов А.Г. является собственником жилого дома под литерами А, а, а1 общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения б/н от 11.08.1998 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

11.05.2010 года Ахметовым А.Г. получен кадастровый паспорт на указанный земельный участок, согласно которому земельному участку, находящемуся по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер , определена фактическая площадь в размере <данные изъяты>.

Постановлением Главы Администрации городского округа г. Уфа от 20.04.2011 года Ахметову А.Г. был предоставлен указанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в аренду на 5 лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

На указанный земельный участок между истцом и Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа 22.07.2011 года был заключен договор аренды земельного участка , сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ.

В 2011 году истец обратился в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно или путем выкупа.

Однако, согласно ответу от 26.08.2011 года Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа отказало в предоставлении данного земельного участка в собственность, так как согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 года он расположен в границах территории зарезервированной для муниципальных нужд.

Согласно ст. 3 п.4 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: «граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06.03.1990г. О введении в действие Закона СССР «О собственности в СССР» указанный закон вступает в силу с 01 июля 1990 года, соответственно права на спорный земельный участок возникли до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР».

Как видно из архивной выписки из протокола № 5 Заседания Исполкома Ленинского райсовета депутатов трудящихся города Уфы от 26.01.1950 года «О правовой регистрации строений» домовладение, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Рабочая, 11, зарегистрировано за Гибадуллиным Г.Г. согласно Исполнительного листа от 04.08.1949 года 3-го участка Ленинского района.

Справка от 11.05.2011 года, выданная ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ», подтверждает, что в период с 04.08.1949 – 06.04.1950гг. собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, являлся Гибадуллин Г.Г.

А в 1956 году указанное домовладение приобрел Ахметов Г.В., являющийся отцом истца по договору купли-продажи от 16.05.1956 года, удостоверенного Первой Уфимской государственной нотариальной конторой по реестру .

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: «в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.

Это означает, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения, то есть в данном случае у нового собственника также возникает право на однократную бесплатную приватизацию земельного участка, на котором находится жилой дом.

Указанные доводы подтверждаются также вопросом № 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2004 года, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 08.12.2004 года.

Согласно п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений сооружений.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998 года № 25-П, Определение от 12 мая 2005 года № 187-О).

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст.15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п.12 ст. 85).

Как следует из п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из представленных истцом документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо прав третьих лиц, строительство на данном земельном участке в ближайшие сроки не планируется.

Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих законность отказа в предоставлении спорного земельного участка и существование ограничений в обороте данного земельного участка не представлено.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением Сессии городского Совета в виде установления резервирования в отношении всех земельных участков, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В соответствие Гражданскому Кодексу РФ, Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года, ЗК РФ, а также, Положению «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в органах Росреестра.

Согласно п. 8 «Положению о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 года орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 года государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Что касается ссылок на п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть, свободные от прав граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Нормы Земельного кодекса РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права, в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Земельного Кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.

Таким образом, Ахметов А.Г., как собственник домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, имеет право однократно бесплатно приобрести указанный земельный участок в собственность.

Признание права собственности на земельный участок за Ахметовым А.Г. не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, между истцом и Управлением по земельным ресурсам Администрацией городского округа г.Уфа 22.07.2011 года заключен договор аренды земельного участка , сроком до 20.04.2016 года, который в соответствии со ст. 620 Гражданского кодекса РФ, может быть расторгнут на основании п. 2 ст. 450 ГК РФ.

Согласно ст. 451 Гражданского кодекса РФ договор может быть расторгнут при существенном изменении обстоятельств.

Согласно вышеуказанным нормам, а также ст. 20, 36 Земельного кодекса РФ, у истца есть право приобрести и зарегистрировать на указанный земельный участок право собственности, то есть приватизировать его, что не было ему известно при заключении договора аренды земельного участка.

Кроме того, в соответствии ФЗ от 24.07.2007 года № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности": собственник здания, строения, сооружения в любой момент может приватизировать арендуемый земельный участок вне зависимости от того, когда был заключен договор аренды.

На основании изложенного суд считает, что требование Ахметова А.Г. о расторжении договора аренды и признании за ним права собственности на земельный участок должно быть удовлетворено на основании п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку требование заявлено в отношении придомового земельного участка лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома, и в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ахметова А.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о расторжении договора аренды земельного участка и признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды земельного участка от 22.07.2011 года, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , заключенного между Управлением по земельным ресурсам Администрацией городского округа г.Уфа и Ахметовым А.Г..

Признать за Ахметовым А.Г. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., кадастровый номер .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.

    

Председательствующий:                         Г.Р. Хасанова

Решение суда не вступило в законную силу.