№ 2-1245/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2012 года город Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Гизатуллиной Г.М.,
с участием истца Зайнетдинова М.М.,
представителя истца Прокофьевой Е.С. – Рафикова Р.М., действующего на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Администрации городского округа г. Уфа – Филатова М.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Е.С, и Зайнетдинова М.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокофьева Е.С. и Зайнетдинов М.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании права долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Истцы мотивировали свои исковые требования тем, что они являются собственниками индивидуального жилого дома под литерами: А, а, а1, А1, А2, а2, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, на земельном участке площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, что подтверждается договором купли-продажи № от 24.07.1975г., техническим паспортом от 22.09.2010г., решением Ленинского районного суда г. Уфы от 11.07.2011г., свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Зайнетдинов М.М. и представитель истца Прокофьевой Е.С. по доверенности Рафиков Р.М. исковые требования поддержали в полном объеме, просят иск удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Администрации городского округа город Уфа по доверенности Филатов М.С. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что согласно решению Совета городского округа г.Уфа № от 23.12.2010 года данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Прокофьева Е.С. в своем заявлении просит рассмотреть дело без ее участия.
Выслушав истца и представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Прокофьева Е.С. и Зайнетдинов М.М. являются собственниками индивидуального жилого дома под литерами: А, а, а1, А1, А2, а2, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, что подтверждается договором купли-продажи № от 24.07.1975г., техническим паспортом от 22.09.2010г., решением Ленинского районного суда г. Уфы от 11.07.2011г., свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
21.07.2010 года истцами получен кадастровый паспорт № на указанный земельный участок, согласно которому земельному участку, находящемуся по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №, определена фактическая площадь в размере <данные изъяты>., разрешено использование: для обслуживания индивидуального жилого дома.
В 2012 году истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> бесплатно в собственность.
Однако, согласно ответу № от 02.03.2012 года Управление по земельный ресурсам Администрации городского округа <адрес> отказало им со ссылкой на решение Совета городского округа г.Уфа № от 23.12.2010 года, согласно которому данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п. 4 ст.3 Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Кроме того, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008г. № 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические липа - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007г. N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных истцами документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо прав третьих лиц, строительство на данном земельном участке в ближайшие сроки не планируется.
Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих законность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка и существование ограничений в обороте данного земельного участка суду не представлено.
Кроме того, пользование земельным участком семьей Прокофьевых осуществляется с 1975г., а семьей Зайнетдиновых с 1979г., что подтверждается договором купли-продажи от 24.07.1975г. и решением Ленинского районного суда г. Уфы от 11.07.2011г.
Таким образом, истцы., как собственники домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, и пользователи земельного участка с 1975г. и 1979г. соответственно, имеет право однократно бесплатно приобрести указанный земельный участок в собственность.
Порядок пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, между истцами определен по фактически сложившимся границам, согласно соглашения о порядке пользования земельным участком, доли истцов пользования земельным участком определены Планом границ земельного участка от 10.09.2010г. и составляют у Прокофьевой Е.С. – <данные изъяты>), у Зайнетдинова М.М. – <данные изъяты>).
Признание права собственности на земельный участок за истцами не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с чем, исковые требования Прокофьевой Е.С. и Зайнетдинова М.М. о признании права долевой собственности на земельный участок являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 55-57, 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокофьевой Е.С. и Зайнетдинова М.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Прокофьевой Е.С. право собственности на <данные изъяты>.) доли земельного участка, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером № расположенного по адресу: РБ, <адрес>.
Признать за Зайнетдиновым М.М. право собственности на <данные изъяты>.) доли земельного участка, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером № расположенного по адресу: РБ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Председательствующий: Г.Р. Хасанова
Решение суда не вступило в законную силу.