2-1765/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2012 г. г.Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: <данные изъяты> председательствующего судьи Легкового В.В. с участием истца Дементьева П.М. представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа Филатова М.С. при секретаре Максуровой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьева П.М. к Ад
председательствующего судьи Легкового В.В.
с участием истца Дементьева П.М.
представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа Филатова М.С.
при секретаре Максуровой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьева П.М. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Дементьев П.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г.Уфы о признании права собственности на земельный участок, площадью 866,0 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> за плату.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель Администрации ГО г. Уфы Филатов М.С. в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст.59 Земельного Кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ Дементьев П.М. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> А на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ
Ранее, указанный жилой дом по адресу: <адрес>А Дементьева Е.И.(мать истца) купила у Русаковой Е.М., что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ
Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 866 кв. м (кадастровый номер № Разрешенное использование земельного участка:под жилую застройку индивидуальную, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Истец обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность, с приложением всех необходимых документов.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ истцу было отказано в приобретении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что, земельный участок по адресу: Ленинский район городского округа г.Уфа РБ, <адрес> городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в связи с чем предоставление земельного участка возможно только в аренду на срок, продолжительность которого не превышает срок резервирования.
Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, ул. <адрес> а происходит с 1985 года.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 года, предусматривалось предоставление земельных участков только в пользование граждан.
Согласно статьям 10 и 11 Земельного кодекса РСФСР, действующего с 1 декабря 1970 года, гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование. Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. А согласно параграфу 6 Инструкции Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР «О порядке проведения регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной 25 декабря 1945 года народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР Макаровым, право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей инструкции отдельно не регистрируется.
Сведениями о том, что соответствующие органы оспаривали право первых пользователей на данный земельный участок по <адрес>, суд не располагает. Споров с соседями нет.
Следовательно, в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно с приобретением права собственности на жилой дом к истцу в порядке правопреемства от прежнего собственника жилого дома перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Поскольку земельный участок не оформлялся в собственность его прежним владельцем, то право на однократное бесплатное приобретение в собственность данного земельного участка также перешло к истцам как лицам, обладающим правом постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ. исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 271 ГК РФ, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ. граждане и юридические липа - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих законность отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка и существование ограничений в обороте данного земельного участка суду не представлено.
В соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, суд считает, что требования истца подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ.
РЕШИЛ:
Исковые требования Дементьева П.М. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Дементьевым П.М. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 866 кв.м. с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья: В.В. Легковой. Решение в законную силу не вступило.