Дело № 2-2764/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2012 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе федерального судьи Манаповой Г.Х.,
с участием представителя истца – Садретдиновой Г.Ф., действующей по доверенности от Вальшина О.М. № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Еникееве М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вальшина О.М. к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Вальшин О.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфы о признании права собственности на земельный участок № А, находящийся в СНТ «<адрес>
Истец мотивировал свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом <адрес> Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей серии №. На основании данного акта СНТ «Радуга» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 20,1 га.
Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уточнении площади коллективного сада «Радуга» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами СНТ «Радуга» закреплен земельный участок площадью 20.1 га в квартале <адрес> города.
Согласно членской книжке садовода он является членом СНТ «Радуга».
ДД.ММ.ГГГГ Нугуманова В.М., как председатель правления <адрес>» обратилась в администрацию г. Уфы с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность, однако Администрация г. Уфы РБ, рассмотрев заявление, указала на необходимость узаконения земельного участка в судебном порядке.
В 2006 г. Нугуманова В.М. повторно обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с аналогичной просьбой. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ иск. № ответчик отказал ей в предоставлении в собственность земельного участка, по основаниям, что отсутствует правоустанавливающий документ, удостоверяющее право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, не пройден государственный кадастровый учет на земельный участок, а также то, что земельный участок заявителя зарезервирован для муниципальных нужд.
Истец считает отказ Администрации ГО г. Уфы незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании представитель истца Садретдинова Г.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что спорный земельный участок зарезервирован не для муниципальных нужд, а для коттеджной застройки.
Ответчик – Администрация ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление и расписка, с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии их представителя не обращались, документов об уважительности неявки не представили, письменный отзыв на исковое заявление не направили. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя Истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельною Кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 №. На основании данного акта СНТ «Радуга» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 20,1 га.
Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уточнении площади коллективного сада <адрес>» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами <адрес> закреплен земельный участок площадью 20.1 га в квартале <адрес> города.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Согласно членской книжке садовода следует, что истец является членом СНТ «Радуга» с 80-х годов и пользуется своим садовым участком.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Отвод земельных участков для организации садоводческих товариществ удостоверяется государственным актом, в данном случае такой отвод был произведен решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР № 4-178 от 07.02.1986 г.
В соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен порядок и перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для садоводства, которыми являются акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания и кадастровый план.
В соответствии с п.5 ст.20 Земельного кодекса РФ, введенного в действие федеральным законом № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. и на основании ст. 28 закона № 363-ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ДД.ММ.ГГГГ Нугуманова В.М., являющаяся председателем правления СНТ «Радуга», обратилась в администрацию г. Уфы РБ с заявлением о разрешении приватизации садовых участков.
Администрация г. Уфы РБ, рассмотрев обращение председателя СНТ «Радуга», пояснила следующее. По первоначальному варианту проект постановления администрации г. Уфы предусматривал разрешить заказчику ООО «БашСпецСтрой» разработку проекта застройки в северо-восточной части жилого района «Затон» в Ленинском районе г. Уфы за счет изъятия земель с учетом сноса коллективных садов на участке площадью 86,59 га. В виду многочисленных обращений граждан о несогласии со сносом садовых участков. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по застройке города принято решение о разработке проекта застройки территории, не занятой садовыми участками. С учетом принятого решения, в новом проекте постановления администрации г. Уфы заказчику ООО «БашСпецСтрой» разрешена разработка проекта застройки северо-восточной части жилого района <адрес>, площадью 49,4 га, при этом садовые участки под снос не попадают. В письме ответчик указал на необходимость узаконения построенного объекта и земельного участка в судебном порядке. В этом же году, члены СНТ «Радуга» обратились в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российском Федерации. Указанное коллективное обращение было направлено в Прокуратуру Республики Башкортостан, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ № установила незаконность принятого Ответчиком решения «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории <адрес>», в соответствии с которым земли СНТ «Радуга» находятся в зоне перспективной застройки, послужившее для Ответчика основанием для отказа в приватизации земельных участков.
Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства.
В соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в 2006г. председатель СНТ «Радуга» Нугуманова В.М., действующая от имени садоводов, обратилась к Ответчику с необходимым пакетом документов для приватизации садовых участков повторно. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ж-1 ответчик отказал ей в приватизации садовых участков, мотивируя:
во-первых, отсутствием правоустанавливающих документов, удостоверяющие право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок;
во-вторых, на не прохождение государственного кадастрового учета на земельный участок;
в-третьих, на принятие решения Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан», в числе которых отнесен земельный участок Истца со сроком резервации с ограничением предоставления его в собственность физическим и юридическим лицам до ДД.ММ.ГГГГ В последующем, Ответчиком принимались аналогичные решения с продлением сроков резервации испрашиваемого земельного участка.
Однако, согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков. Истцы на своем участке, предоставленным им еще в 80-х годах в бессрочное пользование, имеют садовые дома и другие строения. С соседями споров, разногласий по поводу границ земельного участка нет, что подтверждается актом согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п. 4 ст.3 Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Истцу было отказано в приватизации садового участка по причине резервирования земельного участка для муниципальных нужд. Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в приватизации и не может быть отнесено к перечню оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, поскольку истцу предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, он им пользуется около 30 лет, построил садовый дом, а решение Совета ГО г. Уфы РБ № «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории ГО г. Уфа» принято ДД.ММ.ГГГГ
В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 28 п.3 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ, граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Согласно п.4 ст.28 ФЗ № 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность».
В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением муниципального органа.
Согласно ст.28 ч.4 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а конкретно в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что земельный участок, выделенный СНТ «Радуга», зарезервирован для коттеджной застройки, что не соответствует указанным целям резервирования земель.
Согласно Письма департамента имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.05.2008г. № Д 08-1366 строительство объектов жилищного строительства не входит в исчерпывающий перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленных статьей 49 ЗК РФ и земельные участки, принадлежащие членам СНТ «Радуга», не могут быть изъяты для целей жилищного строительства.
На основании п.2 ст.38 данного федерального закона «Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлением планов (чертежей границ) садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством».
Согласно п.1 ст. 46 того же закона: «Защите в соответствии с гражданским законодательством подлежат следующие права членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: права собственности, права на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами прав».
Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов осуществляется посредством признания их прав, признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий названному лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений этого права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Главном Управлении Федеральной Регистрационной Службы РБ, а также в органе кадастрового надзора – Кадастровой палате РБ.
Соответственно п.1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с Кадастровым планом и кадастровым паспортом земельного участка и Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо ГУ ФРС РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка на основании лишь государственного акта о резервировании земли.
Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
В данном случае Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылки на п. 4 ст.28 ЗК РФ, то данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
Об этом же говорит и п.2 ст. 16 Закона РБ от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Это означает, что резервация земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки.
Данный земельный участок был предоставлен СНТ «Радуга» в 1985 г. Срок владения и пользования данный земельным участком у СНТ «Радуга» по настоящее время составляет более 24 лет.
Согласно п.1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Соответственно, истец приобрел право собственности на земельный участок также и на основании приобретательной давности, установленной ст. 234 ГК РФ.
В течение всего срока владения (24 года) к истцу не было предъявлено никаких претензий со стороны государственных органов, доказательств подтверждающих обратное суду не предоставлено, он обрабатывал свой земельный участок в соответствии с функциональным назначением, оплачивал расходы по его содержанию.
Более того, согласно обобщению судебной практики рассмотрения дел, вытекающих из земельных правоотношений за период 2006 – 2007 г.г., первое полугодие 2008 г. следует, что резервирование земель возможно только в отношении тех земельных участков, которые не освоены.
Таким образом, с учетом изложенного, а также на основании Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», а также на основании Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ суд приходит к выводу, что истец, как член СНТ «Радуга» с 80-х г. имеет право на получение в собственность земельного участка, предоставленного ему СНТ «Радуга» Ленинского района г. Уфы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Вальшина ФИО7 к Администрации городского округа город Уфа о постановке на кадастровый учет и признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Поставить на кадастровый учет и признать за Вальшиным О.М. право собственности на земельный участок под № А общей площадью 400 кв. м, находящийся в Садоводческом некоммерческом товариществе «<данные изъяты> расположенный по адресу: РБ, <адрес> для ведения садоводства.
Указанное решение является основанием для государственной регистрации права собственности вышеуказанного лица на земельный участок в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Судья: Г.Х. Манапова. Решение в законную силу не вступило.