РЕШЕНИЕ 2-2647/12
Именем Российской Федерации
18 июля 2012 г. г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г. Уфы Ильин А.Н.,
при секретаре Карачуриной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хабировой А.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании стажа и установлении размера заработной платы для определения страховой части пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Хабирова А.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного Фонда в Уфимском районе по РБ о нарушении пенсионных прав, указывая, что Пенсионным фондом засчитано в стаж лечебной деятельности только 28 лет 2 месяца 9 дней.
При этом, в специальный стаж не были зачтены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды прохождения курсов повышения
(усовершенствования) квалификации (в общей сложности календарно 8 месяцев 1 день).
Также, исходя из Решения Пенсионного фонда Хабировой А.Г. засчитаны только в календарном порядке следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующей в Канлы-Туркеевской сельской врачебной амбулатории (календарно 4 месяца 20 дней).
В судебном заседании Хабирова А.Г. иск поддержала.
Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного Фонда в Уфимском районе по РБ Васильев Н.А., возражал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 112 КЗоТ РФ также было предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Статьей 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения (усовершенствования) квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума ДД.ММ.ГГГГ, и опубликованном в «Бюллетене ВС РФ» 2006 г., № 9, стр.29.
Кроме того, учитывая то, что во время прохождения курсов за Хабировой А.Г. сохранялось место работы, должность, заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонда, а также то, что прохождение курсов является обязательным условием выполнения работы, засчитываемой в специальный стаж в льготном исчислении, периоды прохождения курсов повышения квалификации могут быть исчислены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, 1 год работы за 1 год и 3 месяца (аналогичные разъяснения по данному вопросу даны Верховным Судом РБ в «Обзоре по результатам обобщения судебной практики рассмотрения гражданских дел, вытекающих из пенсионных правоотношений за 2008-2009 гг.», опубликованном на официальном интернет-сайте ВС РБ (раздел «Документы суда» / «Обзоры судебной практики» / дата публикации Обзора ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, с учетом применения льготного коэффициента (1 год за 1 год и 3 месяца) общая продолжительность периодов прохождения курсов повышения усовершенствования) квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период работы в должности заведующий в Канлы-Туркеевской сельской врачебной амбулатории составит 1 месяц 5 дней в льготном исчислении.
До введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Согласно пункту 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, утв. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
В соответствии с пунктом 11 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Закона, имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При разрешении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулирующими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.
В соответствии с п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе, после окончания отпуска по беременности и родам, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Из п. 2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Первоначальная редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в действие с ДД.ММ.ГГГГ, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О зачете в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» и разъяснениям Министерства Труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих, в соответствии со статьями 12, 78, 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой; стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года.
Об этом же разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» №25 от 20 декабря 2005 года, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовал Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» №3543-1 от 25 сентября 1992 года (вступивший в силу 06.10.1992г.), которым период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включен в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности заведующей в Канлы-Туркеевской сельской врачебной амбулатории (календарно 4 месяца 20 дней) включению в льготный стаж удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Хабировой А.Г. удовлетворить частично.
Зачесть Хабировой А.Г. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды прохождения курсов повышения
(усовершенствования) квалификации; (в общей сложности календарно 8 месяцев 1 день), в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья: А.Н. Ильин. Решение в законную силу не вступило.