РЕШЕНИЕ 2-2430/12
Именем Российской Федерации
28 июня 2012 г. г.Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы в составе судьи Ильина А. Н.,
при секретаре Карачуриной Р. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой А.А. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комарова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г.Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1600 +/-14 кв.м., расположенный по адресу: РБ, <адрес>.
В судебное заседание истец не явился, была извещен своевременно и надлежащим образом, от него имеется письменное заявление с просьбой, рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании, представитель истца Шапошникова Г.С. требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления.
3 лица Комаровы А.А., С.Н., Д.Н. с иском согласны, просили рассмотреть в отсутствие.
3 лицо Фадеева Н.А. с иском согласна.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством о праве собственности Комарова А.А. является собственницей жилого дома, общей площадью 43,6 кв.м., литеры Б,б, расположенного по адресу: РБ, <адрес>.
Комарова А.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ серии № является собственником жилого дома, общей площадью 43,6 кв.м. расположенного по адресу: РБ, <адрес> расположен на земельном участке площадью 1600 кв.м. Земельный участок был предоставлен предшественнику Комаровой А.А., Фадеевой Н.А. и Комаровых Н.Д., С.Н. – Круподерову Г.Е. на основании договора предоставления усадебного места под застройку от ДД.ММ.ГГГГ
Порядок пользования земельным участком со смежными собственниками сложился давно, и стороны закрепили сложившийся порядок пользования соглашений о порядке пользования земельным участком, а также актом согласования границ землевладения землепользований в Ленинском райне <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В 1995 году Комарова А.А. вместе с супругом построили жилой дом под литером Б, и согласно решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, узаконили строения.
Комарова А.А. проживает по адресу <адрес> с 1960 года, проживала вместе с супругом и его родителями в доме под литером А 1948 года постройки.
Вышеназванный земельный участок был предоставлен под застройку от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. фактически использование этого участка членами моей семьи происходит с 1907 года (согласно домовой книги).
Жилой дом литер Б расположен на земельном участке площадью 1600 кв.м. кадастровый № с разрешенным видом использования: для обслуживания жилого дома и надворных построек.
Комарова А.А. обратилась в Администрацию ГО г.Уфа о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г. Уф; <адрес>
Согласно ответа Управления по земельным ресурсам администрации ГО г.Уфа РБ., указано, что часть земельного участка расположена в границах красных линий, и предоставлении земельного участка не предоставляется возможным.
Из архивной выписки из протокола заседания исполкома Ленинского районного Совета депутатов трудящихся г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес> происходит с 1925 года.
Согласно п.18 инструкции НККХ от 25.12.1945 года «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» в случаях включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов и в случаях преобразования в город или поселок сельских поселений, в которых подворных списков или других документов, подтверждающих право собственности на строения или право застройки, не имеется, райисполкомы выдают фактически владельцам справки, подтверждающие их регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции.
В соответствии с п.5 вышеуказанной инструкции «...объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения».
Согласно п.6 указанного документа регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации». Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется.
Таким образом, ранее действующее законодательство закрепило за собственниками строений земельные участки на праве постоянного пользования. Иное толкование норм ранее действующего законодательства не предусматривалось ввиду того, что возведение на земельном участке жилых построек без разрешения противоречила ранее действующему законодательству.
Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
В соответствии с п. 9.1. ст.3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок е может предоставляться в частную собственность.
На основании п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования готовит проект договора-купли продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным Кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. № 187-0 из п. 6 ст. 36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Пунктом «а» ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года № 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный Кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и в том числе путем выкупа. Для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 ЗК РФ). Согласно ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п.4 ст. 28 не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц, земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан или юридических лиц.
В соответствии Земельным Кодексом РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются вчастную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Признание права собственности на земельный участок не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования о признании права собственности за Комаровой А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за Комаровой А.А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1600 +/-14 кв.м., расположенный по адресу: РБ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца.
Судья: А.Н. Ильин. Решение в законную силу не вступило.