решение 2-3401/2012 по иску Рахимова М.Р. к Администрации ГО г. уфа об обязании заключить договор



№ 2-3401/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2012 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Яковлевой И.С.,

с участием представителя истца - Манахова П.А., действующего на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Шленкиной В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахимова ФИО6 к Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании заключения договора передачи земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

Рахимов М.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 849 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б.

В обоснование своих требований истец указал, что он является собственником жилого дома под литером А, а, а1, расположенного по адресу <адрес>Б, на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил кадастровый паспорт на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>Б, с кадастровым номером , где фактическая площадь земельного участка составляет 849 кв.м., разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В 2012 году истец обратился в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или путем выкупа, на что был получен ответ, что в соответствии с п.1 с.36 ЗК РФ собственники объектов имеют исключительное право на приобретение земельного участка, занимаемого такими объектами в собственность или аренду, и учитывая выше изложенное рассмотрение вопроса о приобретение права на земельный участок будет возможно за плату.

Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес>Б, происходит с 1993 года.

Согласно акту согласования границ землевладений - претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Манахов П.А. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика заключить договор передачи земельного участка в собственность за плату.

Представитель Администрации городского округа город Уфа по доверенности Шленкина В.В. против признания права собственности за истцом на земельный участок путем его выкупа не возражала.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Рахимов М.Р. является собственником жилого дома под литером А, а, а1, расположенного по адресу <адрес>Б, на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил кадастровый паспорт на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>Б, с кадастровым номером , где фактическая площадь земельного участка составляет 849 кв.м., разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В 2012 году истец обратился в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или путем выкупа, на что был получен ответ, что в соответствии с п.1 с.36 ЗК РФ собственники объектов имеют исключительное право на приобретение земельного участка, занимаемого такими объектами в собственность или аренду, и учитывая выше изложенное рассмотрение вопроса о приобретение права на земельный участок будет возможно за плату.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ч. 1,2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 г. № 123- ФЗ).

Аналогичные права закреплены за собственником объекта недвижимого имущества также в ст. 3 ст. 28 Федерального Закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которого собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, расположенных на участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства, муниципального образования указанные земельные участки.

В соответствии со ст. 56 Гражданского Процессуального Кодекса РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик не предоставил суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с расположением части земельного участка в границах красных линий и как следствие ограничения данного земельного участка в обороте на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о резервировании, а также в связи с изъятием из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Согласно ст. 56 п. 6 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно требованию закона Администрация городского округа г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.

В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2008 года № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Суду ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.

Между соседями подписано соглашение о порядке пользования земельным участком и есть акт согласования границ.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, Рахимов М.Р., как собственник домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>Б, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность путем выкупа, а именно заключив договор передачи земельного участка в собственность за плату, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рахимова ФИО7 к Администрации городского округа г. Уфа РБ об обязании заключения договора передачи земельного участка в собственность за плату удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с Рахимовым ФИО8 договор передачи земельного участка с кадастровым номером , площадью 849 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б, в собственность за плату.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.

    

Председательствующий:                          Г.Р. Хасанова

Решение суда не вступило в законную силу.