дело № 2-3217/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2012 года г.Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Яковлевой И.С.,
с участием представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РБ – Гумеровой А.К., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Прокуратуры РБ – помощника прокурора Ленинского района г. Уфы Юлдашева Р.Р., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарычева С.С. к Управлению Федерального казначейства по РБ, Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,
У С Т А Н О В И Л:
Сарычев С.С. обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по РБ, Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования в размере 5 000 000 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что в 2002 году по вине органов предварительного следствия он был привлечен к уголовной ответственности по ст. 105 УК РФ и п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ, уголовное преследование по которым осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Уголовное дело было возбуждено Туймазинской межрайонной прокуратурой РБ ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства по делу государственный обвинитель отказался от поддержания обвинения в совершении убийства организованной группой лиц, сопряженного с бандитизмом, то есть преступления, предусмотренного п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а также разбоя с причинением тяжкого вреда здоровью, то есть преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ.
Постановлением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело по п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ в отношении Сарычева С.С. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Истец считает, что в связи с незаконным уголовным преследованием он понес нравственные и физические страдания, в связи чем, подлежит возмещению моральный вред, который он оценивает в 5 000 000 рублей.
Истец Сарычев С.С. отбывает наказание в местах лишения свободы. В своем исковом заявлении он просит обеспечить его участие в судебном заседании.
Между тем, Гражданским Процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами не представлено лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на присутствие при разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса).
С учетом того, что Сарычеву С.С., находящемуся в исправительном учреждении, судом было направлено извещение с разъяснением ему его прав, в том числе права на ведение дел через представителя и ему было представлено время, достаточное для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по делу, предоставления доказательств в подтверждение своих требований, а также для реализации иных процессуальных прав, о дате и времени судебного заседания он извещен, согласно имеющейся расписке, суд считает возможным рассмотреть дело без участия Сарычева С.С. в судебном разбирательстве.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РБ по доверенности Гумерова А.К. исковые требования не признала, просила исключить из числа ответчиков Управление Федерального казначейства РБ, поскольку исковое заявление не содержит правового обоснования привлечения Управления к участию в деле, и согласно положению об Управлении Федерального казначейства РБ, утвержденному приказом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ №, и приказа Минфина России и Казначейства России то 25.08.2006 года № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» на Управление Федерального казначейства по субъектам РФ возложены лишь организация и ведение в судах работы по представлению интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Минфину России, на основании доверенности.
Представитель Прокуратуры Республики Башкортостан по доверенности Юлдашев Р.Р. посчитал требования обоснованными, определение размера морального вреда оставил на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что приговором Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Сарычев С.С. был осужден по ч.1 ст. 209, п. «а» ч. 3 ст. 162, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием в исправительной колонии особого режима, исчисляя наказание с ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ приговор Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сарычева С.С. изменен, исключен из приговора квалифицирующий признак разбоя – неоднократность, назначение дополнительного наказания в виде конфискации имущества, а также признание особо опасного рецидива преступлений, местом отбывания наказания назначена исправительная колония строгого режима. В остальном приговор оставлен без изменения.
Постановлением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ прекращено уголовное дело в отношении Сарычева С.С., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, за отсутствием в его действиях состава преступления.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 1070 Гражданского кодекса РФ - вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, подлежащей возмещению за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ - в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно статье 5 Конвенции «О защите прав человека и основных свободы» ETS № от ДД.ММ.ГГГГ, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая, что уголовное дело в отношении Сарычева С.С., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, у истца возникло право на возмещение морального вреда, причиненного в результате его незаконного уголовного преследования по указанной статье, и его требование о возмещении морального вреда является обоснованным.
Вместе с тем, суд полагает, что заявленный размер компенсации морального вреда в 5 000 000 является чрезмерно завышенным.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает что в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности истцу был причинен определенный моральный вред, выразившийся в переживаниях из-за предъявления необоснованного обвинения по п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, что причинило ему физически и нравственные страдания, которые требуют безусловного возмещения морального вреда.
В то же время приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ Сарычев С.С. был признан виновным по ч.1 ст. 209, п. «а» ч. 3 ст. 162, ч. 3 ст. 222 УК РФ, и в настоящее время отбывает по нему наказания в виде 14 лет лишения свободы, в связи с чем, из-за незаконного привлечения к уголовной ответственности по п. «ж,з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, он не мог испытывать значительные нравственные страдания, а его репутация в связи с необоснованным обвинением пострадать.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, принципов разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда Сарычеву С.С. в размере 5 000 рублей, считая данную сумму соразмерной, и подлежащей возмещению Министерством финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Требования же Сарычева С.С. к Управлению Федерального казначейства по РБ не подлежат удовлетворению, поскольку они противоречат действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сарычева С.С. к Управлению Федерального казначейства по РБ, Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сарычева С.С. компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Г.Р. Хасанова.
Решение суда не вступило в законную силу.