Дело № 12-243/11
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2011 г. г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г. Уфы Легковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Генерального директора ГУП «Медтехника» РБ Исамгулова Н.М. к Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения Российской государственной пробирной палате при Минфине РФ на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор ГУП «Медтехника» РБ Исамгулов Н.М. обратился в суд с жалобой об отмене постановления Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производства по делу.
Свою жалобу мотивировал тем, что постановлением Поволжской государственной инспекции пробирного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного п.2 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Исамгулов Н.М. не согласился с названным постановлением и обжаловал его в Ленинский районный суд г.Уфы. Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была удовлетворена, постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Поволжскую государственную инспекцию пробирного надзора. Постановлением Поволжской государственной инспекции пробирного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ Генеральный директор ГУП «Медтехника»РБ Исамгулов Н.М.
Н.М. признан виновным в совершении административного нарушения предусмотренного п.2 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Генеральный директор ГУП «Медтехника»РБ Исамгулов Н.М. не согласен с вынесенным постановлением по следующим основаниям. ГУП «Медтехника»РБ с 1976 года осуществляет деятельность по сбору и переработке серебросодержащих отходов и с 2000г. состоит на специальном учете в Поволжской государственной инспекции как предприятие, «заготавливающее, производящее первичную обработку и/или перерабатывающее заготовленные лом и отходы драгоценных металлов» (Регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ №. Свидетельство о постановке на специальный учет от ДД.ММ.ГГГГ). До проведения совместной проверки Прокуратуры Октябрьского района г.Уфы с привлечением Поволжской государственной инспекции пробирного надзора ГУП «Медтехника» РБ полагало, что но не относится к организациям, на которые распространяется действие ст.5 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», поскольку не осуществляет «скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий». За все время работы в данном направлении ГУП «Медтехника»РБ не получало уведомлений об отнесении нас к организациям, подпадающим под действие данного закона и каких-либо письменных указаний ни от Росфинмониторинга, ни от Поволжской государственной инспекции пробирного надзора. После получения Справки совместной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, обосновывающей отнесение ГУП «Медтехника» РБ к организациям, подпадающим под действие данного закона, предприятие незамедлительно подготовило все необходимые документы и осуществило действия, предложенные в данной справке, а именно: в месячный срок разработаны Правила внутреннего контроля и согласованы ДД.ММ.ГГГГ с Поволжской государственной инспекцией пробирного надзора, издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственного лица; ДД.ММ.ГГГГ получен код доступа к соответствующей информации. 23.06. Пг. направлены сведения в Росфинмониторинг об отраженных в материалах проверки сделках с ООО «Мегаполисресурс» и ЗЛО «Регенерация вторичного серебра». Ответчиком данный факт не отрицается, что отражено в оспариваемом постановлении.
Представитель заявителя – Покровская Н.А. жалобу поддержала в полном объеме и в обоснование привела доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ответчика - Жаворонкова М.С. с жалобой не согласилась и представила отзыв, указав, что как, установлено органами прокуратуры, а также получило свое подтверждение при рассмотрении административного дела, ГУП «Медтехника» РБ в течение длительного времени не принималось мер по организации и осуществлению внутреннего контроля, в частности, по разработке Правил внутреннего контроля и назначении ответственного лица, соответствующих действующему законодательству РФ в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. У ГУП «Медтехника» РБ имелась возможность для соблюдения правил и необходимых норм, т.к. нормативно правовые акты в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, были опубликованы в официальном открытом источнике «Российской газете» и вступили в законную силу в 2003 году. Таким образом, предприятию было известно о необходимости соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но оно не приняло все необходимые меры для соблюдения требований законодательства.
Выслушав стороны судебного разбирательства, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Генеральный директор ГУП «Медтехника» Исамгулов Н.М. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 10000 (десять тысяч) рублей в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ.
По результатам проведенной Прокуратурой Октябрьского района г. Уфы совместно с Поволжской ГИПН проверки, был выявлен ряд нарушений Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", (далее ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ Нарушения отмечены в Справке от ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела усматривается, что довод заявителя о том, что возглавляемым им предприятием не получались письменные уведомления об отнесении ГУП «Медтехника» РБ к организациям, попадающим под действие Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», необоснован поскольку ГУП «Медтехника» РБ осуществляет сбор и первичную обработку лома и вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. При осуществлении указанного вида деятельности предприятие проводит операции купли-продажи изделий из драгоценных металлов, лома и вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и на него распространяются требования Федерального закона от 07.08.2011г. № 115-ФЗ. Следовательно, у ГУП «Медтехника» РБ имеется обязанность по соблюдению правил и норм, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; незнание установленных законом обязанностей не может служить оправданием неправомерного бездействия по их неисполнению со стороны Генерального директора предприятия; у органов исполнительной власти отсутствует обязанность уведомлять каждое юридическое лицо об обязанностях, возникающих у них по исполнению определенных норм действующего законодательства.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона, организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и, финансированию терроризма разрабатывать внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц ответственных за соблюдение указанных Правил указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Проверкой прокуратуры, а также при рассмотрении указанного административного дела установлено, что ГУП «Медтехника» РБ в течение длительного времени не предпринимались меры, направленные на организацию и осуществление внутреннего контроля, что выразилось в отсутствии разработанных и согласованных правил внутреннего контроля и назначении ответственного лица. Это и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Таким образом, факт административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ доказан и подтвержден материалами дела.
По утверждению генерального директора предприятия о малозначительности правонарушения, инспекция полагает;
В соответствии с Пленумом Высшего арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В соответствии с тем же Пленумом, такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу ч.2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ были учтены при назначении административного наказания, о чем указано в постановлении о назначении административного наказания.
Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06. 2004г. № 10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Под характером правонарушения следует понимать характер и роль его общественной опасности. Характер общественной опасности определяется объектом посягательства.
Административные правонарушения посягают на порядок государственного управления, в данном конкретном случае создают угрозу исполнения цели Федерального закона № 115-ФЗ - защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. и финансированию терроризма.
Правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ не могут быть признаны малозначительными, т.к. существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не наступление каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов.
Безразличное отношение должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Государство, признавая правонарушения, совершаемые в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливает правовые запреты на их совершение.
Целью Федерального закона являются превентивные меры, направленные на недопущение легализации преступных доходов, а также на противодействие такого общественного опасного преступления как финансирование терроризма.
С целью обеспечения эффективного механизма предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, законодательством определена обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля.
Согласно материалам дела ГУП « Медтехника» РБ в течение длительного времени не предпринимались меры по организации и осуществлению внутреннего контроля, направленные на предотвращение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Исполнение организациями обязанностей по соблюдению требований Федерального закона, в том числе по организации и осуществлению внутреннего контроля признано обеспечить эффективное проведение единой государственной политики в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Своевременное и точное исполнение каждой конкретной организацией, ст.5 Федерального закона, обязанности по надлежащей организации и осуществлению внутреннего контроля является важным компонентом стратегии борьбы с терроризмом, экстремизмом, другими формами организованной преступной деятельности и направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина обеспечение национальной безопасности и охрану экономических интересов РФ. Таким образом, отсутствие организованной системы внутреннего контроля, приводит к невозможности обеспечения работы установленной в государстве системы предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за допущенное ГУП «Медтехника» РБ правонарушение, поскольку по данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ГУП «Медтехника» РБ к исполнению своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
В данном случае названные обстоятельства подлежат судебной оценке применительно к ст. 2.9 КоАП РФ с учетом формального, а не материального характера правонарушения, предусмотренного ч.2ст.15.27 КоАП РФ.
В связи с этим оценка негативной социальной опасности правонарушения не может сводиться к анализу негативных публичных материальных последствий, а должна быть нацелена на выяснение того или иного отношения лица, привлекаемого к административной ответственности, к формальным требованиям публичного права.
По мнению Поволжской ГИПН, общественно опасным признается не только реальный вред (фактически наступившие негативные последствия и окружающей действительности, имущественный вред здоровью или жизни людей), но и создание одной лишь угрозы причинения такого вреда, в то время как материальных последствий деяния нет.
Таким образом, говоря о тяжести последствий необходимо иметь в виду, что в случае, когда речь идет об угрозе риска легализации преступных доходов, и финансировании терроризма одна лишь угроза должна восприниматься как тяжелое последствие деяния.
Как установлено проверкой, проведенной органами прокуратуры, заявителем в течение длительного времени не исполнялись требования Федерального закона, изложенное указывает на отрицательное отношение ГУП «Медтехника» РБ к значимым для личности, государства и охраняемым законом общественным отношениям и ценностям, что не дает возможности признать допущенные ГУП « Медтехника» РБ правонарушения малозначительными.
Доводы заявителя о том, что постановление о назначении административного наказания в отношении генерального директора Исамгулова Н.М. вынесено за пределами срока давности являются необоснованными:
Ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ установлена для организаций осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанность по обеспечению постоянной реализации мер, направленных на противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
К указанным мерам, направленным на противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
Ст.3 ФЗ № 115-ФЗ раскрывает и дает полное и исчерпывающее понятие не только организации внутреннего контроля, но и осуществлению внутреннего контроля.
Поскольку меры противодействия легализации отмывания) доходов, полученных преступным путем и, финансированию терроризма по смыслу закона и исходя из целей ФЗ № 115-ФЗ растянуты по времени и должны реализовываться организациями на постоянной основе, разработка, и последующее соблюдение Правил внутреннего контроля не являются единичными действиями, которые должны быть совершены единократно, в ограниченный период времени, в противном случае цель о создании организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, эффективной системы внутреннего контроля достигнута не будет и повлечет за собой повышенные риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения ( за днем обнаружения правонарушения).
Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренныеч.1 ст.4.5. начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При применении данной нормы исходят из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Данное обстоятельство имеет место в ГУП « Медтехника».
Как установлено органами прокуратуры, а также получило свое подтверждение при рассмотрении административного дела, ГУП «Медтехника» РБ в течение длительного времени не принималось мер по организации и осуществлению внутреннего контроля, в частности, по разработке Правил внутреннего контроля и назначении ответственного лица, соответствующих действующему законодательству РФ в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Следует отметить, что у ГУП «Медтехника» РБ имелась возможность для соблюдения правил и необходимых норм, т.к. нормативно правовые акты в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, были опубликованы в официальном открытом источнике «Российской газете» и вступили в законную силу в 2003году.
Таким образом, предприятию было известно о необходимости соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но оно не приняло все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения нарушений в части организации и осуществления внутреннего контроля.
Отсутствие в течение длительного времени Правил внутреннего контроля свидетельствует об отсутствии организации в осуществлении внутреннего контроля в ГУП «Медтехника» и ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Следует отметить, что общественно опасным признается не только реальный вред (фактически наступившее негативные последствия в окружающей действительности; имущественный вред, вред здоровью или жизни людей), но и создание одной лишь угрозы и причинения такого вреда, в то время, как материальных последствий деяния нет.
Следовательно, говоря о тяжести последствий необходимо иметь в виду, что в случае, когда речь идет об угрозе риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма одна лишь угроза вреда должна восприниматься, как тяжелое последствие деяния.
Таким образом, ГУП «Медтехника» РБ в течение длительного времени игнорировало требование Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативно-правовых актов в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и правонарушения, выраженные в невыполнении внутренних организационных мер установленных Федеральным законом № 115-ФЗ, являются длящимися.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Факт обнаружения административного правонарушения, совершенного ГУП «Медтехника»РБ был отражен в постановлении о возбуждении административного дела ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о противодействии, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения (а при длящимся правонарушении - со дня обнаружения) административного правонарушения, т.е. в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности начинается исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ (дата постановления прокурора) и истекает ДД.ММ.ГГГГ Дело об административном правонарушении рассматривалось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока давности.
В отношении предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю сделки были совершены в период с 11.07.2005г. по 2010г., т.е. информация не направлялась в течение длительного времени, следовательно, нарушения являются длящимися до момента их обнаружения. Соответственно, учитывая ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в течение одного года со дня обнаружения, что и было сделано.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ГУП « Медтехника» РБ было вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и нарушений здесь не допущено.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Генерального директора ГУП «Медтехника» РБ Исамгулова Н.М. к Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения Российской государственной пробирной палате при Минфине РФ на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ за необоснованностью отказать.
Решение окончательное и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья: В.В. Легковой
Решение не вступило в законную силу на 10.01.12