Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2 декабря 2010 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Суханбердиевой А.Н.
при секретаре Черепановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Полежаева С.З. к Администрации об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Полежаев С.З. обратился в суд с иском к Администрации об оспаривании решения органа местного самоуправления, в обоснование исковых требований указав, что по постановлению Администрации № от дата обезличена сроком на четыре года, ему был предоставлен земельный участок площадью 925 кв.м. под проектирование и строительство жилого дома по адресу <адрес>
Между истцом и администрацией дата обезличена был заключен договор аренды земельного участка сроком с дата обезличена по дата обезличена
На участке Полежаев С.З. возвел предусмотренное договором аренды жилое строение. Для ввода его в эксплуатацию необходимо продление договора аренды.
За указанный период пользования земельным участком на условиях аренды выплатил арендную плату, предусмотренную договором.
О своем желании продлить действие договора сообщил Администрации путем подачи уполномоченному органу-комитету имущественных отношений письма от дата обезличена (за два месяца до окончания договора, то есть в разумный срок).
дата обезличена Комитет 1 в связи с поступившим заявлением сделал запрос в Комитет 2 за № по поводу возможности продления договора, а истцу была выслана копия письма для сведения.
Комитет 1 сообщил, что земельный участок, который был предоставлен для строительства жилого дома в соответствии с Правилами землепользования и застройки <данные изъяты> запрашиваемый земельный участок находится в зоне развития культурно-административных функций (Ц-2), на которую распространяются ограничения по условиям санитарно-защитной зоны от АООТ Р.
Также указали, что размещение жилых домов не входит ни в один из видов разрешенного использования земельного участка. Работу по обращению истца приостановили.
дата обезличена Администрация в письме № указала на те же возникшие ограничения по разрешенному использованию земельного участка, истцу фактически отказано в продлении договора аренды.
Администрация указала, что отказывается от исполнения обязательств по вышеуказанному договору аренды земельного участка по <адрес>
С отказом администрации не согласен, считает его нарушающим права истца, предусмотренные законом.
На основании изложенного, истец просит признать отказ Администрации в продлении сроком на три года договора аренды земельного участка площадью 925 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
В судебном заседании представитель истца-В., действующая по доверенности,исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица -Комитета 2 в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 621 ГПК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно ч.3 ст.22 ЗК РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.
Как установлено в судебном заседании дата обезличена Полежаеву С.З. был предоставлен в аренду сроком на 4 года (проектирование 1 год и строительство 3 года) земельный участок площадью 925 кв.м. в пятнадцатой территориально-экономической зоне из состава земель поселения по адресу: <адрес>, для проектирования и строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается постановлением Администрации № от дата обезличена .
дата обезличена был заключен договор аренды № указанного земельного участка между администрацией и Полежаевым С.З. сроком с дата обезличена по дата обезличена
Согласно квитанций, имеющихся в материалах дела, истец в период пользования земельным участком регулярно оплачивал арендную плату.
В судебном заседании установлено, что истцом на спорном земельном участке возведен жилой дом лит А, общей площадью 497,0 кв.м., общей площадью 813,6 кв.м., что подтверждается извлечением из технического паспорта 4833 от дата обезличена , выданного ФГУП
дата обезличена истец обратился с заявлением в Комитет 1 о продлении действия договора аренды земельного участка.
Письмами Комитета 1 № от дата обезличена , Администрации за исх. № от дата обезличена истец уведомлен об отказе Администрации от исполнения обязательств по договору аренды 25 от дата обезличена ., поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в зоне развития культурно-администиративных функций (Ц-2), на которую накладывают ограничения по условиям санитарно-защитной зоны от АООТ Р. Размещение индивидуальных жилых домов не входит ни в один из видов разрешенного использования для данной зоны, а по условиям действующих ограничений является запрещенным видом использования.
В силу ст.11 ЗК РФ полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
п. 6 объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Однако, пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Таким образом в судебное заседание не предоставлено доказательств о наложении ограничений на данный участок по условиям санитарно-защитной зоны от АООТ Р., в предусмотренном законом порядке.
Согласно ст.85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
В соответствии со п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно Решения Городской Думы МО от дата обезличена N 107 "Об утверждении Правил землепользования и застройки <данные изъяты>" градостроительное зонирование - зонирование территории города в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления <данные изъяты> и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.Зона
«Ц-2» отнесена к общественно-деловым зонам, поименована как зона развития культурно-административных функций. Цель выделения - правовое обеспечение развития существующих и преобразуемых территорий, предназначенных преимущественно для объектов культурно -административного назначения в сочетании с жилой застройкой.
В силу ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в зоне, в которой разрешено сохранение жилой застройки и соответственно для эксплуатации жилых домов администрация должна предоставлять земельные участки в соответствии с земельным, градостроительным и гражданским законодательством.
На основании ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с вышеизложенным, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требования Полежаева С.З. к Администрации об оспаривании решения органа местного самоуправления действий должностных лиц удовлетворить.
Признать отказ Администрации в продлении сроком на три года договора аренды земельного участка площадью 925 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать Администрации продлить сроком на три года с Полежаевым С.З. договор аренды земельного участка площадью 925 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней через районный суд, вынесший решение, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате в единственном экземпляре.
Судья: А.Н.Суханбердиева