Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2010 года г. Астрахань
Суд в составе: судьи Ленинского районного суда г. Астрахани Косинова В.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО29 об отмене представления прокуратуры ... г. Астрахани «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ» от Дата обезличена года Номер обезличен,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО29, в лице своего представителя по доверенности ФИО10, обратился в суд с заявлением об отмене представления прокуратуры ... г. Астрахани «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ» от Дата обезличена года Номер обезличен, в котором указал, что прокуратурой ... г. Астрахани в адрес ФИО29 вынесено представление от Дата обезличена года «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ», которое он считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обжалуемом представлении указывается на нарушение администрацией ... г. Астрахани Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», однако в чем именно выразилось это нарушение представление не отражает. Согласно представления от Дата обезличена года сотрудниками администрации района меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан при рассмотрении обращения не применялись, в ответах на обращения содержатся лишь ссылки на нормы ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» разъяснительного характера, что свидетельствует о формальном подходе при рассмотрении обращения. Граждане, чьи заявления указаны в представлении, реализовали свое право на обращение и адресовали свои письменные обращения непосредственно депутату Государственной Думы Астраханской области ФИО8, а не в администрацию района, выразив тем самым свое волеизъявление в выборе должностного лица, которое должно решить поставленные ими вопросы. Депутат ФИО8 все обращения, перечисленные в представлении прокурора направил для «рассмотрения по существу и принятия необходимых мер» в администрацию ... г. Астрахани, в то время как 15 из 17 обращений содержали вопросы, решение которых в компетенцию администрации района не входило, в связи с чем, меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан при рассмотрении обращения не применялись, поскольку вопросы, содержащиеся в обращениях граждан находятся за пределами полномочий районной администрации. Кроме того, граждане в своих обращениях просили о решении вопросов (ремонт кровли, инженерных сетей, подъездов и т.п.), которые могут быть рассмотрены в рамках комплексной целевой программы «Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2007-2011 годы». Заявитель считает, что администрация ... г. Астрахани в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ направила ответы в адрес заявителей и депутату Государственной Думы Астраханской области в установленные сроки и с соответствующими разъяснениями, следовательно, никаких нарушений Федерального закона при разрешении этих обращений не допустила. Требования прокуратуры о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников администрации ... г. Астрахани ФИО7, ФИО6, ФИО5 не основано на законе, так как указанные работники не состоят в трудовых отношениях с ФИО29, их работодателем является заместитель ФИО29 по территории - глава администрации района ФИО4
Заявитель, в лице своего представителя по доверенности ФИО10, просил признать представление прокуратуры ... г. Астрахани «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ» от Дата обезличена года Номер обезличен незаконным и отменить в полном объеме.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащем образом, его представитель по доверенности ФИО10, также не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, с указанием, что требования поддерживает.
Представитель администрации ... г. Астрахани по доверенности ФИО12 и представитель администрации города Астрахани по доверенности ФИО11 требования, указанные в заявлении, поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель прокуратуры ... г. Астрахани ФИО13 требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости оставления требований, указанных в заявлении без удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года в прокуратуру ... (вх. Номер обезличен) поступило обращение депутата Государственной Думы Астраханской области ФИО8, в котором он просит провести проверки по допущенным сотрудниками администрации ... г. Астрахани нарушениям Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». л.д. 116)
Прокуратурой ... проведение проверки по указанному обращению поручено прокуратуре ... г. Астрахани, что подтверждается письмом от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 115) и светокопиями материалов надзорного производства Номер обезличенж-10 л.д. 115-173).
По результатам проведенной проверки по обращению депутата Государственной Думы Астраханской области ФИО8 о не исполнении должностными лицами администрации ... г. Астрахани законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращения граждан Российской Федерации, прокуратурой ... г. Астрахани в адрес ФИО29 направлено представление «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», подписанное исполняющим обязанности прокурора ФИО14.
Полномочия прокурора по внесению представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, определены ч. 3 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 22 указанного Закона, прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Оспариваемое представление от Дата обезличена года направлено ФИО29, как главе муниципального образования «Город Астрахань» (ч. 1 ст. 2 Устава муниципального образования «Город Астрахань»), который в силу ст. 53 Устава муниципального образования «Город Астрахань» руководит и осуществляет контроль за деятельностью всех структурных подразделений администрации г. Астрахани, муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами (п. 12), обеспечивает в пределах своей компетенции управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями (п. 22), обеспечивает устойчивую работу всех подведомственных ему служб (п. 24).
Территориальным органом управления города Астрахани, является администрация ... г. Астрахани, возглавляемая заместителем ФИО29 по территории - главой администрации района, который назначается на должность и освобождается от неё ФИО29 по согласованию с Городской Думой муниципального образования «Город Астрахань» (п. 1.1., и п. 6.1. положения об администрации ... г. Астрахани утвержденного постановлением ФИО29 от 09.09.2009 года № 4269-м).
Таким образом, исполняющий обязанности прокурора ... г. Астрахани ФИО14, имел право внести представление ФИО29, с требованием о привлечении лиц, нарушивших закон, к иной, установленной законом ответственности, в силу Закона «О прокуратуре Российской Федерации», Устава муниципального образования «Город Астрахань» и положения об администрации ... г. Астрахани утвержденного постановлением ФИО29 от 09.09.2009 года № 4269-м.
Суд не может, согласиться с заявителем в том, что поскольку в компетенцию администрации ... г. Астрахани не входило 15 из 17 обращений, то и меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан не принимались.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, рассматривающее обращение: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В первой части названной выше статьи указан перечень тех мер, которые обязан предпринять субъект рассмотрения обращения. Сформулированы принципы отношений между гражданами и органами в процессе рассмотрения обращений граждан, - объективность, всесторонность и своевременность, - которыми и должны руководствоваться субъекты рассмотрения обращений граждан. Из чего следует, что при рассмотрении обращений не должны приниматься во внимание ведомственные интересы и субъективные отношения.
Кроме того, субъекты рассмотрения обращения должны уважительно относится к автору обращения, поскольку последний может не в полной мере быть осведомленным в тех вопросах, которые изложены в обращении, в связи с чем законодателем в части 1 статьи 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», указан пункт 5, в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, рассматривающее обращение, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Аналогичные положения, содержащиеся в ч. 3 ст. 8 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного анализа ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10 и ст. 14 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», суд приходит к выводу, что при рассмотрении обращений граждан, перечисленных в представлении прокурора от Дата обезличена года Номер обезличен, перенаправленных, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», депутатом Государственной Думы Астраханской области ФИО8 в администрацию ... г. Астрахани, должностные лица администрации ..., обязаны были обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поступивших обращений, в случае установления того, что обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию администрации ... г. Астрахани, направить в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Однако в нарушение ч. 3 ст. 8 и п. ч. 1 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращения граждан были возвращены без исполнения депутату Государственной Думы Российской Федерации ФИО8
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что представление исполняющего обязанности прокурора ... г. Астрахани ФИО14 от Дата обезличена года Номер обезличен «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» адресованное ФИО29, внесено в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в котором обосновано указано на нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО29 об отмене представления прокуратуры ... г. Астрахани «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан РФ» от Дата обезличена года Номер обезличен оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течении десяти дней.
Полный текст решения изготовлен 02 июля 2010 года.
Решение вынесено в совещательной комнате, отпечатано на компьютере.
Судья В.В. Косинов