РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2010 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего - судьи Егоровой И.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Н-ск Н-ск» об обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Н-ск Н-ск» об обязании назначить досрочную трудовую пенсию, указав, что в июле 2007 года она обратилась в УПФ России по Н-ску Н-ск с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, однако решением комиссии по назначению и перерасчету пенсии УПФР в Н-ск Н-ск от Д.М.Г. года ей было отказано с указанием на то, что специальный стаж ФИО2 на дату обращения составляет 3 года 4 месяца 15 дней, при этом исключено из стажа почти 5 лет.
Управление Пенсионного фонда в Н-ск Н-ск отказывается включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы истицы с Д.М.Г. г. по Д.М.Г. г. в должности аппаратчика завода ЕП-300 «Синтезкаучук» Республики Азербайджан и с Д.М.Г. г. по Д.М.Г. г. в должности аппаратчика холодильной установки на этиленполиэтиленовом заводе Республики Азербайджан, поскольку Республикой Азербайджан не подписано Соглашение с Российской Федерацией «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», а также в данные периоды не производились страховые взносы в Пенсионный Фонд России и право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом имеющегося специального стажа у нее отсутствует.
С данным решением комиссии истец не согласна, считает, что УПФР в Н-ск Н-ск нарушено ее конституционное право на получение пенсии и созданы препятствия к осуществлению права на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах истец просит признать действия ответчика незаконными и обязать его назначить ей досрочную трудовую пенсию с Д.М.Г. года, т.е. с даты обращения в УПФР в Н-ск Н-ск.
Впоследствии истец дополнила исковые требования, а именно просила взыскать с УПФР по Н-ску Н-ск в свою пользу моральный вред в размере 300 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Отделение Пенсионного фонда РФ по Н-ск.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО11., действующий на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители ответчика - Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в Н-ск Н-ск» ФИО12 действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.
Представители ответчика - Отделения Пенсионного фонда РФ по АО ФИО6 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166 от 15.12.2001 г. право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно ст.7 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с Д.М.Г.г. по Д.М.Г.г. работала в должностях аппаратчика, слесаря-ремонтника на Сумгаитском заводе «Синтезкаучук» Азербайджанской республики л.д.7, 16-17).
С Д.М.Г.г. по Д.М.Г.г. работала в должности аппаратчика холодильных установок 4 разряда на Сумгаитском этилен-полиэтиленовом заводе Азербайджанской республики л.д.8,10,17-19).
Д.М.Г. года истица обратилась в ГУ УПФ по Н-ску Н-ск с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии.
Решением Комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий от Д.М.Г. года ФИО2 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Специальный стаж ФИО2 по мнению УПФР по Н-ску Н-ск на дату обращения составил 3 года 4 месяца 15 дней. Периоды работы с Д.М.Г.г. по Д.М.Г. г. в должности аппаратчика завода ЕП-300 «Синтезкаучук» Республики Н-ск и с Д.М.Г. г. по Д.М.Г. г. в должности аппаратчика холодильной установки на этиленполиэтиленовом заводе Республики Н-ск не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как республикой Азербайджан не заключено соглашение с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении. В данные периоды ФИО2 работала в Республике Н-ск, не производила уплаты страховых взносов в ПФР, в связи с чем право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом имеющегося специального стажа у нее отсутствует л.д.26-28).
В связи с тем, что гражданам, прибывшим на территорию РФ из государств, не являющихся участниками международных соглашений в области пенсионного обеспечения, в частности, из Азербайджанской Республики, учитывается стаж на соответствующих видах работ, приобретенный за время до Д.М.Г. года, письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Н-ск Н от Д.М.Г. года Начальнику УПФР в Н-ск Н-ск были даны указания о внесении изменений в протокол об отказе в назначении пенсии и исключении из него периода работы ФИО2 с Д.М.Г.г. по Д.М.Г.г. л.д.74).
Представителем ответчика - УПФР в Н-ск Н-ск ФИО4 в судебном заседании было заявлено ходатайство о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд с настоящим иском на основании ст.256 ГПК РФ и ст.5 Закона РФ Н от Д.М.Г.г., в связи с чем исковые требования, по мнению представителя ответчика, не подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с данным заявлением, и по этому основанию отказать в удовлетворении иска, т.к. требования ФИО2 об обязании назначить досрочную трудовую пенсию рассматриваются в порядке искового производства. Исковой давностью в соответствии со ст. 196 ГК РФ установлен в три года. Решение об отказе в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии было принято Комиссией по назначению, перерасчету и выплате пенсий Д.М.Г. года. В суд за защитой своего права ФИО2 обратилась, исходя из штемпеля входящей корреспонденции, Д.М.Г.г., т.е до истечения 3-х летнего срока. При указанных обстоятельствах требование о пропуске истцом срока обращения в суд не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске, в связи с чем дело рассмотрено по существу.
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 01.01.2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17.12.2001 г. №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 г. №166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» и п.2 ст.1 ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в РФ из государств, не заключивших соответствующие соглашения с РФ, осуществляются на основании пенсионного законодательства РФ.
Азербайджанская Республика - единственная из республик бывшего СССР, не подписавшая с Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
В соответствии с п.2 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года ( Азербайджанская Республика) производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территории России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст.89 Закона РСФСР от 20.11.1990 г.
Статья 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» регулирует вопрос включения определенных видов работ в общий трудовой стаж. Вопрос назначения пенсии за выслугу лет данная норма закона не регулирует.
В соответствии с п.8 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашение с Российской Федерацией, учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15.01.2003 г. №88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из письма УПФ в Н-ск Н-ск Н от Д.М.Г.г., Государственная компания «Азерхимия» Сумгаитский Этилен-полиэтиленовый завод» и Государственный концерн Азербайджанской Республики «Азерхимия» Сумгаитское Производственное объединение «Синтезкаучук» в УПФР в Н-ск Н-ск с момента образования Пенсионного фонда по настоящее время не зарегистрированы, отчеты по начисленным страховым взносам не представляли, страховые взносы в УПФР не перечисляли л.д.126).
В ходе судебного заседания проверялся также вопрос о возможности назначения истице досрочной трудовой пенсии при условии оплаты ей самой страховых взносов в ПФ РФ.
Как следует из письма Пенсионного Фонда РФ Н от Д.М.Г.г., Федеральным Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. регламентированы вопросы добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также определен круг лиц, имеющих право добровольно уплачивать страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования. При этом, правом добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в ПФ РФ за себя наделены только граждане РФ, работающие за пределами территории РФ. Физические лица, которым предоставлено право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, вправе уплатить страховые взносы за период с 01.01.2002г. в случае вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию до истечения 2003 года. Учитывая изложенное, периоды работы ФИО2 в Республике Н-ск с 01.01.1992г. по 18.11.1996г. не могут быть включены в страховой стаж л.д.151-152).
Суд не может согласиться с доводами представителя истца ФИО9 о том, что исковые требования должны быть удовлетворены и периоды работы ФИО2 в Н-ск республике с 01.01.1992г. по 18.11.1996г. должны быть включены в подсчет специального стажа независимо от уплаты организациями, в которых она работала, страховых взносов в ПФ РФ, на основании Постановления Конституционного суда РФ № 9-П от 10.07.2007 года, которым признан не соответствующим Конституции п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Как следует из нормы закона, ст.10 ФЗ « О трудовых пенсиях» состоит из двух пунктов. Первый пункт касается работы или иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ на территории РФ. Именно этот пункт признан не соответствующим Конституции и не подлежит применению. Пункт 2 вышеуказанной статьи касается периодов работы граждан РФ за пределами территории РФ. Данный пункт не был признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ. В этом пункте указано, что периоды работы, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального Закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФ РФ в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Кроме того, Конституционный суд РФ, разъясняя свое Постановление № 9-П от 10.07.2007 года, в Определении № 798-О-О от 20.11.2007г. указал, что подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности, включая не оплаченные страховыми взносами ( независимо от того, когда они имели место - до или после 10.11.2007г.), но не ранее вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.е. 30.11.2001г., а истицей оспаривает период ее работы в Н-ск республике с 01.01.1992г. по 18.11.1996г.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истица в спорный период ( с Д.М.Г.г. по Д.М.Г.г. ) работала в Н-ск Республике, которая до настоящего времени не подписала с Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. ; пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в РФ из государств, не заключивших соответствующие соглашения с РФ, осуществляются на основании пенсионного законодательства РФ; организации, в которых работала истица, находятся за пределами РФ, страховых взносов за нее в ПФ РФ не перечисляли, исковые требования о признании действий ответчика по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по Списку №1, удовлетворению не подлежат.
Требования о взыскании морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку согласно ст. 151 ГК РФ взыскание морального вреда возможно при причинении вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, а истец указывает в качестве основания для взыскания морального вреда обстоятельства, нарушающие его имущественные права (отказ в назначении пенсии).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению «Управление ФИО3 фонда РФ в Н-ск Н-ск» об обязании назначить досрочную трудовую пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней.
Решение в окончательной форме изготовлено и отпечатано 19 июля 2010 года.
Судья И.В.Егорова