Дело Н
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2010 года
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Косинова В.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО8 о признании права на перерасчет досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2, обратился в суд с иском к ФИО8 о признании права на перерасчет досрочной трудовой пенсии, указав, что Д.М.Г. года ему исполнилось 55 лет и он Д.М.Г. года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий ФИО8 (протокол Н от Д.М.Г. года) ему отказано в назначении пенсии по достижению возраста 55 лет из-за отсутствия требуемого специального стажа, в который не включены периоды работы с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности 1-ого пом.механика на т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск и с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитан т/х Н-ск. С выводами комиссии истец не согласен, в связи с чем обратился в суд и просил признать недействительным протокол комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий ФИО8 Н от Д.М.Г. года в части отказа ему в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (возрасту) в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с особыми условиями труда с Д.М.Г.. Обязать ФИО8 включить в стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии следующие период работы: с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности моториста-матроса т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности моториста-рулевого Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана 1-ого пом.механика на т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск. Обязать ФИО8 назначить ему трудовую пенсию по старости (возрасту) в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с Д.М.Г. года.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, считая их обоснованными и законными.
Представители ответчика ФИО8 ФИО4 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, требования ФИО2 не признали, просили в удовлетворении указанных требований отказать.
Суд, выслушав участников судебного заседания, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» за № 166 от 15.12.2001 г. право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Судом установлено, что Комиссия по назначению и перерасчету пенсий ФИО8 отказала ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, виду того, что оспариваемые периоды работы по документам, имеющимся на хранении в Государственном архиве современной документации Н-ск (книги приказов и ведомости начисления заработной платы) не возможно сделать заключение о том, к каким типам судов относятся суда, на которых работал заявитель, и относятся ли указанные должности к должностям плавсостава. В настоящее время Н-ск контора Н-ск» ликвидирована, а в архив документы, содержащие информацию о типе судов и об отношении должностей к плавсоставу на хранение не поступали.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Согласно записям трудовой книжке, истец работал с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности моториста-матроса т/х Н-ск с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности моториста-рулевого Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана 1-ого пом.механика на т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х «Бдительный», с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск.
В соответствии с п. 2 правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При этом, перечисленные периоды работы истца, также подтверждаются представленными им справками от Д.М.Г. года Н, от Д.М.Г. года, Н, от Д.М.Г. года Н, от Д.М.Г. года Н, от Д.М.Г. года Н.
Кроме того, письменных доказательств истцом также представлены устные доказательства обоснованности своих требований, а именно из показаний свидетелей ФИО5, ФИО7 и ФИО6 следует, что они работали с истцом в оспариваемые периоды времени в Н-ск конторе Н-ск, которая в последствии переименовывалась. Истец работал на судах речного флота Н-ск, Н-ск», Н-ск, Н-ск которые относятся к буксировщикам, и производили перевозки сыпучих грузов по дельте Н-ск, в период всей навигации. Свидетель ФИО5 также пояснила, что она работала в кадрах указанной организации и лично выписывала справки о праве на досрочную пенсия другим работникам работавшим совместно с ФИО2.
Показания указанных свидетелей судом могут быть приняты в качестве доказательств обстоятельств требований истца, поскольку записями в их трудовых книжках подтверждается, что они в оспариваемым ФИО2 периоды работы, действительно работали с истцом в Н-ск конторе Н-ск с последующим изменением названия организации.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 19 Федерального закона. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку ФИО2 обратился в ФИО8 с заявлением о назначении пенсии Д.М.Г. года, суд считает возможным удовлетворить требования истца о назначении пенсии со дня обращения.
В судебном заседании установлено, что период работы с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности моториста-матроса т/х Н-ск включен в специальный стаж ФИО2, так как и период с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года, за исключением с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года и с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года, что также не оспорил истец.
Период с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года включению в специальных стаж работы включению не подлежит, поскольку в запись Н трудовой книжки ФИО2 собственноручно внесены изменения из Д.М.Г. года на Д.М.Г. года, что подтвердил в судебном заседании ФИО2 и подтверждается указанием в трудовой книжке на приказ Нк от Д.М.Г. года.
В период с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года ФИО2 находился в учебным отпуске за Н-ск.
В соответствии с статья 174 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней; подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Таким образом, периоды нахождения в учебном отпуске является периодом работы с сохранением средней заработной платы, которым подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению, а именно суд полагает необходимым включить в подсчет специального трудового стажа ФИО2 следующие периоды с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года нахождение в учебном отпуске Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана 1-ого пом.механика на т/х Н-ск с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п. 9 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФИО8» о признании незаконным отказ в назначении досрочной пенсии - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ФИО8 от Д.М.Г. года в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии.
Включить в подсчет специального трудового стажа ФИО2 следующие периоды работы: с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года нахождение в учебном отпуске Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана 1-ого пом.механика на т/х Н-ск с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск.
Обязать ФИО8 включить ФИО2 следующие периоды работы: с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года нахождение в учебном отпуске за Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана 1-ого пом.механика на т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н, с Д.М.Г. года по Д.М.Г. года в должности капитана т/х Н-ск и назначить ФИО2 досрочную пенсию по старости с Д.М.Г. года.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней через районный, вынесший решение.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 30.07.2010 года.
Судья: В.В. Косинов