о признании незаконным



Дело Н

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 ноября 2010 г. г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Косинова В.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО10 о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3, обратился в суд с иском к ФИО10 о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, указав, что протоколом Н от Д.М.Г. комиссией по назначению пенсий, перерасчету и выплате пенсий ФИО10 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Считает действия ответчика незаконными и просил суд признать решение комиссии ФИО10 (протокол Н от Д.М.Г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту - незаконным, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период трудовой деятельности с Д.М.Г. по Д.М.Г. (5 лет 7 месяцев 14 дней) в Областном социально - реабилитационном центре для детей и подростков в должности врача - отоларинголога, включить в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Д.М.Г. по Д.М.Г. (1 месяц 29 дней) и обязать ФИО10 назначить, начислить и выплатить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть с Д.М.Г..

Впоследствии истцом было подано уточнение к исковому заявлению, в котором он просил признать решение комиссии ФИО10 (протокол Н от Д.М.Г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту - незаконным в части исключения стажа в период с Д.М.Г. по Д.М.Г. и стажа в период с Д.М.Г. по Д.М.Г., указав, что остальные требования оставляет прежними.

В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО4 исковые требования с учетом дополнений поддержали, просили их удовлетворить, считая их обоснованными и законными.

Представитель ответчика ФИО10 ФИО5, действующая на основании доверенности, требования ФИО3 не признала, просила в удовлетворении указанных требований отказать.

Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» за № 166 от 15.12.2001 г. право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (действующим на момент проведения комиссии по назначению пенсии) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (действующей в настоящее время), определено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Комиссия по назначению и перерасчету пенсий ФИО10 в Н-ск отказала ФИО3 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью истца (протокол Н), в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию исключен период его работы с Д.М.Г. по Д.М.Г. (5 лет 7 месяцев 14 дней) в Областном социально - реабилитационном центре для детей и подростков в должности врача - отоларинголога, включить в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Д.М.Г. по Д.М.Г. (1 месяц 29 дней).

В судебном заседании установлено, что истец в период с Д.М.Г. по Д.М.Г. работал в должности врача - отоларинголога в Областном социально - реабилитационном центре для детей и подростков, что подтверждается записями в трудовой книжке ФИО3, справкой НЦ от Д.М.Г..

В указанный период работы истца в Областном социально - реабилитационном центре для детей и подростков, им осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья детей и подростков учреждениях здравоохранения.

Пункт 3 технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г. Н, определяет понятие «дети» - пользователи продукции в возрасте до 18 лет и «подростки» - дети в возрасте от 14 до 18 лет.

Статья 1 Федеральный закон от Д.М.Г. НФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в качестве несовершеннолетнего определяет - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Из текста статьи 17 указанного Федерального закона следует, что социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: 1) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; 2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер; 3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

В письме пенсионного фонда Российской Федерации от 7.12.2005 № ЛЧ-25-15/13342 «О пенсионном обеспечении работников областного социально - реабилитационного центра для детей и подростков» подписанного заместителем Председателя Правления ФИО17, указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации малолетними детьми и несовершеннолетними (подростками) признаются дети от 14 лет и с 14 лет до 18 лет, соответственно. Исходя из содержания Устава и назначения Центра для детей и подростков - это учреждение, созданное для детей от четырех до восемнадцати лет. Из Уставов усматривается, что Центр для детей и подростков после переименования в Центр для несовершеннолетних - в учреждении, непосредственно предусмотренное Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не изменил предмета своей деятельности. Центр осуществляет социальную, медицинскую, психолого-педагогическую помощь и поддержку детей и подростков, оставшихся в трудной жизненной ситуации, решает задачи их дальнейшего жизнеустройства, предоставляет временный приют несовершеннолетним, что соответствует целям и задачам, отраженным в нормативном акте Правительства Российской Федерации Д.М.Г. Н, регулирующем деятельность социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних. Учитывая изложенное, пенсионным фонд Российской Федерации полагает возможным рассмотреть вопрос о включении в стаж, дающий право на установление досрочной пенсии по старости за период, когда учреждение именовалось «Областной социально - реабилитационный центр для детей и подростков», без процедуры установления тождества между наименованиями вышеназванных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Действовавшее в период нахождения ФИО3 с Д.М.Г. по Д.М.Г. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное названным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы. Кроме того, для истца повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы, в связи с чем, период нахождения истца с Д.М.Г. по Д.М.Г., на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку ФИО3 обратился в ФИО10 с заявлением о назначении пенсии Д.М.Г., суд считает возможным удовлетворить требования истца о назначении пенсии со дня обращения.

Таким образом, суд считает необходимым включить в подсчет специального трудового стажа ФИО3 с Д.М.Г. по Д.М.Г. в должности врача - отоларинголога в Областном социально - реабилитационном центре для детей и подростков, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с Д.М.Г. по Д.М.Г., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующего но момент обращения истца в ФИО10 с заявлением о назначении ему пенсии.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования ФИО3 законны и обоснованны.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к ФИО10 о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии - удовлетворить.

Признать решение комиссии ФИО10 (протокол Н от Д.М.Г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в части исключения стажа периоды с Д.М.Г. по Д.М.Г. и с Д.М.Г. по Д.М.Г. - незаконным.

Включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент подачи ФИО3 заявления Д.М.Г.) период трудовой деятельности с Д.М.Г. по Д.М.Г. (5 лет 7 месяцев 14 дней) в Областном социально - реабилитационном центре для детей и подростков в должности врача - отоларинголога, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с Д.М.Г. по Д.М.Г. (1 месяц 29 дней).

Обязать ФИО10 назначить, начислить и выплатить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть с Д.М.Г..

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней через районный, вынесший решение.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 3.11.2010.

Судья: В.В. Косинов