РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации17 ноября 2010 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Егоровой И.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности прессовщика красильного цеха Астраханского трикотажного комбината, с ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ был переведен заготовщиком хим.растворов красильного цеха на том же предприятии. ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию. В настоящее время Астраханский трикотажный комбинат переименован в АООТ «Астратекс».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии, но ему было отказано в связи с тем, что на дату обращения отсутствует специальный стаж. Право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено заготовщикам химических растворов и красок, а у него в трудовой книжке указано заготовщик химрастворов в красильном цехе Астраханского трикотажного комбината.
Так же Комиссией по назначению, перерасчету и выплате пенсии УПФР в <адрес> было отказано во включении в специальных стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в выписке из его индивидуального лицевого счета за данный период отсутствует код льготной категории.
Такой вывод комиссии считает ошибочным, так как цех, в котором он числился в должности «заготовщика химических растворов в красильном цехе» с момента его зачисления на данную должность и в последующем до его увольнения и после увольнения не переименовывался. Однако работникам, поступающим в последующем в данный цех на работу, та должность, на которой числился истец, в трудовую книжку заносилась в соответствии с представленным списком. Они принимались на должность «заготовщика химических растворов и красок», а не на должность «Заготовщика химических растворов в красильном цехе» хотя трудовая деятельность, занятость и условия труда у них были одни и те же.
При указанных обстоятельствах истец просил суд признать незаконным отказ УПФР в <адрес> в назначении досрочной трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, включить в подсчет специального трудового стажа весь период работы в должности начальника смены топливно-транспортного цеха указанный в справках, уточняющих особый характер работ условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и обязать УПФР в <адрес> назначить выплату пенсии с момента приятия документов для назначения досрочной трудовой пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ
Впоследствии истец ФИО3 уточнил исковые требования, просил отказ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии признать незаконным, включить в подсчет специального трудового стажа весь период работы в должности заготовщика химических растворов цеха крашения, указанный в справках, уточняющих особый характер работ условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, а именно период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать УПФР в <адрес> назначить пенсию с момента принятия документов для назначения досрочной трудовой пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166 от 15.12.2001 г. граждане Российской Федерации имеют право на пенсию при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением в ГУ - УПФ РФ в <адрес> о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением работы с тяжелыми условиями труда.
Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия специального стажа, дающего права на получение льготной пенсии. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не мог быть включен в подсчет специального стажа, так как Списком № производств работ, профессий, должностей и показателей с вредными тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР №10 от 26.01.1991, право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено заготовщикам химических растворов и красок (раздел XX, подраздел 1, позиция 2210200а-12068). Согласно представленным документам: трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ, архивная справка №Г-5143 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОГУ «Государственный архив современной документации <адрес>», личная карточка, ФИО7 значится «заготовщиком химрастворов» в красильном цехе Астраханского трикотажного комбината.
Кроме того, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может включен в специальный стаж, так как в соответствии с п.2 ст. 13 Ф3 № от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО3 за данный период код льготной профессии отсутствует. (л.д.8-9)
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, следующим гражданам: мужчинам по достижении ими возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы - женщинам.
Постановлением № 537 от 18.07.2002 г. «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г. в разделе ХХ «Легкая промышленность» право на досрочную пенсию имеют заготовщики химических растворов и красок.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как усматривается из трудовой книжки истца, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ,
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был принят прессовщиком в красильный цех Астраханского трикотажного комбината,
- ДД.ММ.ГГГГ переведен в красильный цех заготовщиком химрастворов,
- ДД.ММ.ГГГГ АТК переименован в АООТ «Астратекс»,
- ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был уволен со собственному желанию (л.д.17-18).
Из представленных суду архивных справок ОГУ «Государственный архив современной документации АО» усматривается, что ФИО3, начиная с ноября 1980 г. по сентябрь 1998 г. каждый месяц получал заработную плату. Данные о заработной плате за 1996 г. подтвердить не представилось возможным, поскольку ведомости по красильному цеху за 1996 г. не сданы (л.д.11-14)
Данные, указанные в трудовой книжке так же подтвердились архивной справкой ОГУ «Государственный архив современной документации АО» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15)
Как следует из справки № ООО «Астратекс» №-к от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 полный рабочий день работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заготовщиком химических растворов цеха крашения прядильной фабрики 15 лет (л.д.24).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснил, что он знает ФИО3с марта 1984 года, они вместе работали на трикотажном комбинате. ФИО3 работал заготовщиком химрастворов, все время работал в одной и той же должности, работал полный 8-ми часовой рабочий день, работали они в химически защитной одежде, а именно в респираторе, головном уборе, в прорезиненном фартуке, прорезиненной обуви и перчатках, что указывает на вредные условия работы. Их цех занимался окраской шерсти. Поскольку работа была связана с вредными условиями труда, всем работникам цеха, в том числе и ФИО3, каждый день выдавали молоко.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснил, что он знает ФИО3 с 1980 г., когда пришел работать на трикотажный комбинат в красильный цех также заготовщиком химрастворов. ФИО3 тоже работал заготовщиком химических растворов. Свидетель проработал на данном предприятии 3 года, потом уволился по собственному желанию, в 1987 г заново был принят на данный завод в тот же цех, на ту же должность, где и проработал до 1990 г. В 1990 году был уволен в связи с сокращением. Работа заготовщиков химических растворов в красильном цехе была связана с вредными условиями труда, поэтому они работали они работали в специальной одежде.
Суд принимает показания свидетелей ФИО8 и ФИО9, т.к. они последовательны и не противоречат друг другу и письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствиис определением Конституционного Суда РФ № 197-О от 18.06.2004 г. Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение.
При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1)Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, и в силу данного конституционного принципа различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
В соответствии с требованиями ст.ст.17,18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, и они могут быть ограничены только законом.
В силу ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что период работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заготовщика химических растворов красильного цеха Астраханского трикотажного комбината должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку собранными по делу письменными доказательствами, показаниями свидетелей, установлено, что ФИО3 действительно работал в указанный период времени на Астраханском трикотажном комбинате в должности заготовщика химических растворов, имел полную и постоянную занятость, за что получал ежемесячно заработанную плату.
В соответствии с п.2 ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из материалов дела, ФИО3 обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требование истца о назначении ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заготовщика химических растворов красильного цеха Астраханского трикотажного комбината.
Обязать Управление Пенсионного фонда в <адрес> назначить ФИО3 пенсию со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней.
Решение в окончательной форме изготовлено и отпечатано 18 ноября 2010 года.
Судья И.В.Егорова