Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Астрахань 27 октября 2010 года
Ленинский районный суд г.Астрахани
в составе председательствующего судьи Брякиной А.А.,
при секретаре Умновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юмина Е.К. к Л о понуждении произвести опломбирование индивидуального прибора учета, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец, Юмина Е.К., обратилась в суд с иском к Л о понуждении произвести опломбирование индивидуального прибора учета, в обоснование исковых требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец заменила индивидуальные приборы учёта горячего водоснабжения в квартире по адресу: <адрес> в связи с окончанием сроков проверки старых приборов учёта. Форма управления данным домом - непосредственная.
Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным становлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленным пунктом 12 настоящих Правил. А при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. Также, согласно п. 16 Правил, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Л с просьбой опломбировки новых приборов учёта горячего водоснабжения и принятия показаний с них при расчёте оплаты за потребляемую горячую воду. На что ДД.ММ.ГГГГ Л сообщило истцу, что не имеет законных оснований для опломбировки приборов учета и принятия с них принятия с них показаний.
На основании изложенного истец просит суд признать отказ Л незаконным. Обязать Л опломбировать индивидуальные приборы учёта горячего водоснабжения, установленные в квартире по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Юмина Е.К. иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Представитель Л по доверенности ФИО2, иск не признала, пояснив, что согласно правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - «Правила»), в п. З следующим образом определяют участников отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг населению:
«Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
«Потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- «Ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Л не является «исполнителем», т.к. не отвечает необходимому квалифицирующему признаку (не «отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги»), а является ресурсоснабжающей организацией.
Л поставляет коммунальный ресурс. Именно на этом построена производственно-хозяйственная деятельность предприятия, связанная с численностью и профессионализмом персонала, наличием инструментария, тарифной составляющей и т.д. По своей сути ресурс - это товар, а не услуга, оказываемая потребителю. В связи с этим, договор энергоснабжения относят к договору купли продажи или поставки, а не к договору оказания услуг.
Говоря о ресурсе, законодатель четко разграничивает понятия «горячее водоснабжение» и «отопление» от понятий «тепловая энергия» и «горячая вода». Горячее водоснабжение и отопление - это коммунальные услуги, которые обязан предоставить исполнитель для обеспечения комфортных условий проживания потребителей (граждан) в жилых помещениях. Тепловая энергия и горячая вода - это коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающей организацией исполнителю на основании заключенного договора энергоснабжения до границы эксплуатационной ответственности.
Для случаев непосредственного управления пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, устанавливает, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме договора заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении тепловой энергии, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В связи с этим Л не вправе вступать в отношения с потребителями в местах установки индивидуальных приборов учета и определяет место исполнения своих обязанностей перед потребителями в соответствии с вышеуказанным требованием Правил - на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры (цоколь здания).
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) горячей воды и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленных горячей воды и тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 вышеуказанных Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 вышеуказанных Правил.
Законность и обоснованность данного пункта постановления была подтверждена решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2008 года № ГКПИ08-232 и решением Верховного Суда РФ от 26 мая 2008 года № ГКПИ08-1022.
Л, как ресурсоснабжающая организация, осуществляет исполнение своих обязанностей на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), т.е. на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры.
Постановление Правительства №491 от 13.08.10 г. определяет состав общего имущества собственников. Согласно п.5,6 указанного Постановления это внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета, а также другого оборудования рассоложенного на этих сетях, а также внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
По указанным основаниям, ресурсоснабжающая организация принимает показания приборов учета, установленных на границе сетей (общедомовых приборов учета). Индивидуальные приборы учета в помещениях жилых домов необходимы для расчетов с исполнителями коммунальных услуг, а также для определения доли фактического потребления в общем объеме потребленной многоквартирным домом горячей воды и тепловой энергии, в связи с чем не могут использоваться при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
Утверждение истца о применении п.16 Правил неверно в силу того, что п.16 гласит: «при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета». Согласно п. З Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Л не является исполнителем коммунальных услуг, т.к. не предоставляет коммунальные услуги и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Необходимо отметить требования ФЗ «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.10 г. В статье 19 Закона, указано о том, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Между Л и жильцами многоквартирного дома <адрес>, в т.ч. Юмина Е.К., в точке учета прибор отсутствует, в связи с тем, что п.7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) горячей воды и тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
Согласно п.1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» №261-ФЗ от 23.11.09 г., гласит о том, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.
Соответственно Л не имеет ни правовых оснований, ни фактической возможности определять объем отпускаемых коммунальных ресурсов по показаниям индивидуальных приборов учета, а также принимать участие в опломбировании таких приборов. На основании изложенного представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, регулируются правоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Пунктом 7 Правил устанавливается, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключает договор о приобретении горячей, холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество холодной воды, горячей воды, газа и тепловой энергии, а также водоотведение на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общеведомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих правил.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия коммунальных услуг заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. При отсутствии договора между собственником помещений в многоквартирном доме (непосредственное управление) договора, заключенного исполнителем, собственники заключают договор о потреблении горячей воды и т.п. непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Юмина Е.К. зарегистрирована и является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается: домовой книгой, паспортом гражданки РФ Юмина Е.К., свидетельством о праве собственности серия № (л.д. №) (дом с непосредственной формой управления). В свою очередь Юмина Е.К. добросовестно исполняет свои обязанности по оплате услуг по предоставлению ей горячей воды, что также подтверждается квитанциями об оплате услуг.
В квартире истицы установлен прибор учета горячего водоснабжения, о чем сообщено Л для обеспечения надлежащего технического состояния прибора учета. Однако, соответствующих мер до настоящего времени не принято. В указанном жилом доме не имеется общедомовых (коллективных) приборов учета горячей воды. Вместе с тем, абонентом Юмина Е.К. обязанность по учету потребленной горячей и холодной воды выполнена. что также подтверждается актом обследования водомера установленного в <адрес>/н от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природные газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имуществу, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ст. 30 ЖК РФ).
При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе постановки бытового газа в баллонах), отопления (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ). К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.539 -548 ГК РФ).
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Приведенный в решении пункт 7 Правил носит отсылочный характер, со ссылкой на п.21 и 19 Правил, согласно которым определяется порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии таковых. В последнем случае размер платы за потребление ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
В данном случае, в доме, где находится квартира истицы, отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета. Однако, данное обстоятельство не может повлиять на право потребителя производить оплату исходя из фактически потребленного количества горячей воды, в соответствии с показателями индивидуального счетчика, установленного в квартире.
Правило установки общедомового счетчика, в соответствии с Федеральным законом «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должно исполняться, согласно ст. 13, до 1 января 2012года.
Тем не менее, индивидуальный счетчик потребителя горячей воды должен быть установлен, соответственно опломбирован, в целях объективного и точного учета потребленного ресурса. Данная обязанность лежит на ответчике.
При таких обстоятельствах, проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательства, суд считает доводы ответчика несостоятельными, а исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Юмина Е.К. к Л о понуждении произвести опломбирование индивидуального прибора учета - удовлетворить.
Признать отказ Л произвести опломбирование индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, установленных в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей Юмина Е.К. - незаконным.
Обязать Л произвести опломбирование индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, установленных в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей Юмина Е.К..
Решение может быть обжаловано в АО суд в течение 10 дней через районный суд, вынесший решение.
СУДЬЯ А.А. БРЯКИНА