Решение
Именем Российской Федерации
8 ноября 2010 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.,
при секретаре Ступиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани о признании действий незаконными,
Установил:
Истец ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани о признании действий незаконными, указав, что 28 мая 2010г. он обратился в управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В оформлении льготной трудовой пенсии истцу было отказано. Комиссией было отказано ФИО4 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в специальный стаж не был засчитан период работы с 01.05.1971г. по 30.06.1971г., 01.02.1972г. по 29.02.1972г., с 01.05.1972г. по 31.05.1972г., с 01.05.1976г. по 31.05.1976г., с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.03.1981г. по 31.07.1981г., с 01.02.1984г. по 24.03.1984г., с 01.01.1979г. по 31.05.1979г., с 01.03.1972г. по 30.04.1972г. в должности бойца скота на «Астраханском мясокомбинате». Кроме того, комиссия не засчитала в стаж работы период времени с 25.12.1984г. по 25.01.1985г., с 26.01.1985г. по 30.03.1985г.
Истец с отказом не согласен, в связи с чем просил суд признать решение комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии Управления ПФР в Ленинском районе г.Астрахани от 22.06.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не соответствующим действующему пенсионному законодательству. Признать за ФИО4 стаж работы: 01.05.1971г. по 30.06.1971г., 01.02.1972г. по 29.02.1972г., с 01.05.1972г. по 31.05.1972г., с 01.05.1976г. по 31.05.1976г., с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.03.1981г. по 31.07.1981г., с 01.02.1984г. по 24.03.1984г., с 01.01.1979г. по 31.05.1979г., с 01.03.1972г. по 30.04.1972г., с 25.12.1984г. по 25.01.1985г., с 26.01.1985г. по 30.03.1985г. стажей дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии. Назначить ФИО4 досрочную трудовую пенсию по старости с 22.06.2010г. с момента обращения УПФ РФ по Ленинскому району г.Астрахани.
Затем истец уточнил исковые требования, согласно которым просит суд признать действия УПФР в Ленинском районе г.Астрахани, а именно решение комиссии от 22.06.2010г. и протокол № 1023 незаконным, включить в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ФИО4, периоды: с 01.05.1971г. по 30.06.1971г., с 01.02.1972г. по 29.02.1972г., с 01.03.1972г. по 30.04.1972г., с 01.05.1972г. по 31.05.1972г., с 01.05.1976г. по 31.05.1976г., с 01.01.1979г. по 31.05.1979г., с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.03.1981г. по 31.07.1981г., с 01.02.1984г. по 24.03.1984г., с 25.12.1984г. по 25.01.1985г., с 26.01.1985г. по 30.03.1985г. в должности бойца скота на «Астраханском мясокомбинате», назначить ФИО4 досрочную трудовую пенсию по старости с 28.05.2010г. с момента обращения в УПФР по Ленинскому району г.Астрахани.
В судебном заседании истец ФИО4 и его представитель ФИО6, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представители ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования и просила отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании истец ФИО4 28.05.2010 г. обратился с заявлением о назначении пенсии в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани.
Решением комиссии от 22.06.2010 г. в назначении пенсии ФИО4 было отказано. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Специальный стаж ФИО4 на дату обращения составляет 8 лет 7 месяцев и 16 дней, страховой стаж - 33 года 9 месяцев 14 дней. Периоды работы с 01.05.1971г. по 30.06.1971г., с 01.02.1972 по 29.02.1972г., с 01.05.1972г. по 31.05.1972г., с 01.05.1976г. по 31.05.1976г., с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.03.1981г. по 31.07.1981г., 01.02.1984г. по 24.03.1984г. в должности бойца скота на «Астраханском мясокомбинате» Астраханского областного производственного объединения мясной промышленности не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как в лицевых счетах, имеющихся на хранении в ОГУ «Государственный архив современной документации Астраханской области», отсутствуют сведения об отработанных рабочих днях и начислении заработной платы в вышеуказанные периоды. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. В указанные выше периоды подтверждение выполнения льготной работы и полной занятости ФИО4 отсутствует. Периоды работы с 01.01.1977г. по 31.12.1977г., с 01.01.1979г. по 31.05.1979г. в должности бойца скота на «Астраханском мясокомбинате» Астраханского областного производственного объединения мясной промышленности не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как подтвердить полную занятость в льготной должности не представляется возможным из-за неполноты документов, имеющихся на хранении в архиве. Кроме того, согласно лицевым счетам у ФИО4 имеются периоды, не подлежащие зачету в специальный стаж работы: работа в должности сторожа: с 01.03.1972г. по 30.04.1972г.; работа на Бонзаводе: с 25.03.1984г. по 01.04.1984г., с 15.04.1985г. по 15.05.1985г.; нахождение в командировке с 25.12.1984г. по 25.01.1985г.; нахождение на сборах с 26.01.1985г. по 30.03.1985г. Данные периоды не могут быть включены в подсчет специального стажа, по указанным выше основаниям.
Данный факт подтверждается копией протокола № 1023 от 22.06.2010г. и решением комиссии об отказе в назначении пенсии.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно копии представления ОГУЗ «Наркологический диспансер» ФИО4 29.09.1972г. был зачислен в убойное отделение Астраханского мясокомбината, затем 20.10.1972г. уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, с 15.10.1972г. по 14.11.1974г. службы в армии, 10.12.1974г. зачислен бойцом скота в убойное отделение Астраханского мясокомбината, 01.04.1984г. уволен по п.4 ст. 254 КЗот РСФСР в связи с направлением в лечебно-трудовой профилакторий, 25.12.1984г. принят бойцом скота в мясожировой цех Астраханского мясокомбината, 01.07.1985г. уволен в связи с направлением в ЛТП.
В соответствии со статьей 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
По смыслу положений Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на получение досрочной трудовой пенсии по старости законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Доводы ГУ УПРФ по Ленинскому району г. Астрахани о том, что период работы ФИО4 с 01.05.1971 г. по 30.06.1971 г.; с 01.02.1972 г. по 29.02.1972 г.; с 01.03.1972 г. по 30.04.1972 г.; с 01.05.1972 г. по 31.05.1972 г.; с 01.05.1976 г. по 31.05.1976 г.; с 01.01.1979 г. по 31.05.1979 г.; с 01.09.1979 г. по 31.12.1979 г.; с 01.03.1981 г. по 31.07.1981 г.; с 01.02.1984 г. по 24.03.1984 г.; с 25.12.1984 г. по 25.01.1985 г.; с 26.01.1985 г. по 30.03.1985 г. в должности бойца скота на «Астраханском мясокомбинате» не могут быть включены в специальный стаж, по причине того, что отсутствуют сведения об отработанных рабочих днях и начислении заработной платы в вышеуказанные периоды, подтверждение выполнения льготной работы и полной занятости ФИО4 в указанные периоды отсутствует, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В соответствии с п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В материалах дела имеются лицевые счета на имя ФИО4, карточки- справки, составленные в период работы ФИО4 на Астраханском мясокомбинате, предоставленные Астраханским областным государственным архивом, согласно которым ФИО4 работал непосредственно в качестве бойца скота убойного цеха в Астраханском мясокомбинате, в период времени с 1971г. по 1985г., работал полный рабочий день, получал соответствующую заработную плату.
В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО8, ФИО9, которые подтвердили, что ФИО4 работал в спорный период времени вместе с ними непосредственно в качестве бойца в Астраханском мясокомбинате.
Доводы ГУ УПРФ по Ленинскому району г. Астрахани о том, что согласно лицевым счетам у ФИО4 имеются периоды, не подлежащие зачету в специальный стаж работы: работа в должности сторожа: с 01 марта 1972г. по 30. апреля 1972г., работа на Бонзаводе с 25 марта 1984г. по 01 апреля 1984г., нахождение в командировке с 25.12.1984г. по 25.01.1985г., нахождение на сборах с 26 января 1985г. по 30 марта 1985г., суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что в указанный период времени ФИО4 работал в Астраханском мясокомбинате, отсутствуют документы, подтверждающие, что ФИО4 с 01 марта 1972г. по 30 апреля 1972г. работал в должности сторожа, а также в период времени с 25 марта 1984г. по 01 апреля 1984г. - на Бонзаводе.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, пояснила, что приказов либо записи в трудовой книжке ФИО4 о направлении его на сборы, о переводе его сторожем, работы на Бонзаводе не имеется. Эти данные взяты из лицевых счетов, где сделана пометка.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо военного комиссариата Астраханской области от 28.10.2010г. № 2-3970, согласно которому записи в учетных данных ФИО4, 1954 г.р. о прохождении военных сборов в период с 1974г. по 1985г., нет.
Таким образом, ответчиком не представлены суду доказательства в обоснование своих возражений.
Следовательно, вина ФИО4 в том, что работодатель не представил своевременно соответствующие сведения, а также не сохранены необходимые документы в архиве, отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца ФИО4 заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока; если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу ст. 98 ГПК РФ суд считает, что подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Согласно с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В материалах дела имеется квитанция от 05.07.2010г., согласно которой ФИО4 была выплачена сумма за оказание юридических услуг в размере 6500 руб.
Суд, считает возможным взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя истца за оказание юридических услуг в сумме 6500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
иск ФИО4 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани о признании действий незаконными, удовлетворить.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани включить периоды работы ФИО4 с 01.05.1971 г. по 30.06.1971 г.; с 01.02.1972 г. по 29.02.1972 г.; с 01.03.1972 г. по 30.04.1972 г.; с 01.05.1972 г. по 31.05.1972 г.; с 01.05.1976 г. по 31.05.1976 г.; с 01.01.1979 г. по 31.05.1979 г.; с 01.09.1979 г. по 31.12.1979 г.; с 01.03.1981 г. по 31.07.1981 г.; с 01.02.1984 г. по 24.03.1984 г.; с 25.12.1984 г. по 25.01.1985 г.; с 26.01.1985 г. по 30.03.1985 г. в должности бойца скота на «Астраханском мясокомбинате» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани произвести оформление досрочной трудовой пенсии ФИО4 с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани, т.е. с 28.05.2010 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Астраханский областной суд.
Судья Г.А. Асламбекова