решение об оспаривании действий органа местного самоуправления



Решение

Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Асламбековой Г.А.,

при секретаре Черепановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривания действия органа местного самоуправления,

Установил:

Заявитель ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия органа местного самоуправления, указав, что она обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку участников ЧАЭС, приложив к заявлению все необходимые документы. 27.08. 2010 г. управление по жилищной политике администрации г. Астрахани сообщило, что постановлением администрации г. Астрахани от 23.08.2010 г. за № 6316 ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку участников ЧАЭС на основании п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, а именно в связи с тем, что истец представила документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку участников ЧАЭС. Истец предоставила в администрацию г. Астрахани удостоверения ее и ее мужа ФИО4 выданные им Управлением Министерства социального развития и труда РФ по Ленинскому району г. Астрахани о том, что они относятся к категории граждан РФ, прож. в зоне проживания с правом отселения в (из) г. Клинцы Брянской области с 26.04.1986 г. как подвергшие радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако в указанных удостоверениях эти данные Управлением Министерства социального развития и труда РФ по Ленинскому району г. Астрахани были ошибочно указаны. В удостоверениях должно быть указано, что она с мужем относится к категории граждан РФ, добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение в (из) г. Клинцы Брянской области с 26.04.1986 г. как подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Управление Министерства социального развития и труда РФ по Ленинскому району г. Астрахани Астраханской области признало свою ошибку при выдаче им удостоверений 11.11.2009 г. и письмом от 20.09.2010 г. просило администрацию г. Астрахани принять удостоверения, выданные 11.11.2009 г. на жилищную субсидию, как выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, т.к. ФИО4 относятся к указанной категории граждан РФ, но новые удостоверения выдать сразу Управление не может, поскольку такие удостоверения заказываются в МЧС РФ.

Однако администрация вновь отказала в принятии на учет, указав, что после получения удостоверения с правильной записью о категории, заявитель должна заново написать заявление и ее поставят на учет лишь с 01.10.2011г. Новые удостоверения были получены лишь 21.10.2010 г.

Заявитель считает, что в том, что, была допущена ошибка Управлением она не виновата, считает, что постановление администрации г. Астрахани, которым ей отказано в принятии на учет является незаконным, нарушает ее права в области жилищных правоотношений.

В связи с чем заявитель просит суд признать действия администрации г. Астрахани после 20.09.2010 г. в отношении ее, которыми ей с семьей отказано впринятии на учет до 01.10.2010 г. в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку участников ЧАЭС, незаконными, обязать администрацию г. Астрахани принять ее с семьей на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку участников ЧАЭС с 01.10.2010 г.

В судебном заседании заявитель ФИО2 уточнила заявленные требования и просила признать отказ администрации г. Астрахани в постановке на учет нуждающихся в жилье незаконным, обязать администрацию г. Астрахани включить ее ФИО2 в список лиц, нуждающихся в жилье по списку участников ЧАЭС.

В судебном заседании ФИО2, поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Астрахани ФИО5., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала подлежащими удовлетворению требования заявителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 19.07.2010г. обратилась в управление по жилищной политике администрации г.Астрахани с заявлением, в котором просила включить ее ФИО2, супруга - ФИО4, дочь ФИО4 Анну, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 они относятся к категории граждан, указанных в п. 5з вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) до 01. января 2005г.

К указанному заявлению были приложены документы, в том числе удостоверение, выданное на имя ФИО7, в котором указано, что она проживает в зоне проживания с правом на отселение в населенном пункте г. Клинцы Брянской области с 26.04.1986г. Предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данное удостоверение выдано Управлением министерства социального развития и труда по Ленинскому району г.Астрахани 11.11.2009г.

Также в управление по жилищной политике администрации г.Астрахани было представлено удостоверение, выданное на имя ФИО4, в котором указано, что он проживает в зоне проживания с правом на отселение в населенном пункте г. Клинцы Брянской области с 26.04.1986г., 04.06.1991г. Данное удостоверение выдано Управлением министерства социального развития и труда по Ленинскому району г.Астрахани 11.11.2009г.

Между ФИО7 и ФИО4 27.09.2008г. был заключен брак, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака.

Постановлением администрации г.Астрахани от 23.08.2010г. № 6316 ФИО2 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников ЧАЭС.

В материалах дела имеется письмо управления по жилищной политике администрации г.Астрахани, согласно которому ФИО2 сообщено, что граждане постоянно проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение относятся к статье 18 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая не содержит в себе оказание мер социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий.

20.09.2010г. управление министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району г.Астрахани обратилось в управление по жилищной политике администрации г.Астрахани с письмом, в котором просит принять на жилищную субсидию удостоверения серии АД № 042095 на ФИО7 (Коробкову) И.В. и серии АД № 042094 на ФИО4, поскольку в ноябре 2009г. управлением министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району г.Астрахани были неверно записаны меры социальной поддержки, правильная запись - «выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение». Повторная замена бланков производится только после заявки управления в МЧС Российской Федерации. Заявителям бланки удостоверений будут заменены позже после поступлений из МЧС России.

Однако управление по жилищной политике администрации г.Астрахани предложила вернуться к рассмотрению вопроса о постановке на учет семьи ФИО4 на учет по льготному списку после представления документа, подтверждающего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, что подтверждается копией письма от 19.10.2010г.

Удостоверения ФИО4 и ФИО2 как гражданам, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом отселения были выданы управлением министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району г.Астрахани лишь 21.10.2010г.

Как следует из пояснений заявителя ФИО2 в случае если она обратится в управление с новым заявлением и новым выданным 21.10.2010г. удостоверением с просьбой поставить ее вместе с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку участников ЧАЭС, на учет их поставят лишь после 01.10.2010г., а именно с 01.10.2011г., с чем она не согласна. Ее вины в том, что неверно были внесены записи в удостоверение - нет.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства социального развития и труда <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что действительно ФИО4 обратились к ним за получением удостоверения в 2008г., удостоверения были выданы через год, в связи с тем, что бланки заказываются в МЧС России, и долгое время не приходили. Они признают, что удостоверения были выданы в 2009г. ошибочно с неверными сведениями, в связи с чем ими было направлено письмо в управление по жилищной политике <адрес> с просьбой принять во внимание данные обстоятельства и постановить на учет нуждающихся в жилье семью ФИО4.

Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы… места жительства…

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии со ст.32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п. 11 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1 Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В соответствии с п. 5 «е» Правил выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2009 N 1040) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Согласно пункта 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании 19.07.2010г. заявитель ФИО2 обратилась в управление по жилищной политике г.Астрахани с заявлением о постановке на учет в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В управление также были представлены удостоверения на имя ФИО4 и ФИО2, подтверждающие право на компенсации и льготы как гражданам, подвергшихся радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако по независящим от заявителей обстоятельствам в удостоверении были неверно внесены записи (указано: «проживает в зоне проживания с правом на отселение», вместо - «выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение») которые послужили поводом для отказа в постановке их на учет, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами. Кроме того управление министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району г.Астрахани обратилось в управление по жилищной политике администрации г.Астрахани с письмом, в котором просило принять на жилищную субсидию удостоверения серии АД № 042095 на ФИО7 (Коробкову) И.В. и серии АД № 042094 на ФИО4, поскольку в ноябре 2009г. управлением министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району г.Астрахани были неверно записаны меры социальной поддержки.

Приказом Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий № 128, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 271, Министерства финансов Российской Федерации № 63-н от 11.04.2006г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.2 указанного Порядка удостоверение выдается: гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В соответствии с п. 3 Порядка удостоверение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 Порядка бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителю уполномоченного органа на основании доверенности, выданной в установленном порядке, и копий документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

Согласно п.2 Порядка бланки удостоверений являются документами строгого учета. Ответственным за учет бланков удостоверений, их хранение и выдачу для оформления является специально уполномоченное должностное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.

Следовательно, внесение исправлений в бланки не допустимо.

Однако данные обстоятельства не были приняты по внимание управлением по жилищной политике администрации г.Астрахани, а также то, что вина заявителя ФИО2 и ее мужа в том, что неверно были внесены в удостоверения записи управлением Министерства социального развития и труда Астраханской области по Ленинскому району отсутствует. Таким образом право ФИО4 на включение их в списки согласно Постановлению Правительства РФ, Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возникло с момента выдачи удостоверения в 2009г., и с момента обращения с заявлением 19.07.2010г. в управление по жилищной политике администрации г.Астрахани.

Учитывая данное обстоятельство, вопрос о постановке на учет нуждающихся в жилье по списку участников ЧАЭС семьи ФИО4 управлением по жилищной политике администрации г.Астрахани должен был быть рассмотрен по существу, и вынесено соответствующее решение о постановке на учет по результатам рассмотрения заявления от 19.07.2010г. Следовательно в результате данных действий органа местного самоуправления были нарушены конституционные права ФИО2 и ее семьи.

Статьей 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, суд признает заявление ФИО2 об оспаривания органа местного самоуправления, обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 254-258 ГПК РФ суд,

Решил:

Заявление ФИО2 об оспаривания действия органа местного самоуправления, признать обоснованным.

Признать отказ администрации г. Астрахани в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников ЧАЭС ФИО2 с составом семьи три человека, незаконным.

Признать постановление администрации г. Астрахани № 6316 от 23 августа 2010 г. «Об отказе ФИО2 в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников ЧАЭС» незаконным.

Обязать администрацию г. Астрахани принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников ЧАЭС ФИО2, 1979 года рождения, с составом семьи три человека с 19.07.2010 г..

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Астраханский областной суд.

Судья подпись Г.А.Асламбекова