о признании действий неправомерными и назначении пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 23 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Д.В. Широковой,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании включить период работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании включить период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначить досрочную трудовую пенсию, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> для назначения досрочной трудовой пенсии, однако протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в назначении досрочной пенсии, по причине отсутствия специального стажа 25 лет педагогической деятельности. В подсчет трудового стажа не вошёл период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Считает действия ответчик незаконными, поскольку указанный период должен быть включен в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. Просила суд признать неправомерным отказ в назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, а также обязать Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> г. ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку период работы истца в специальный стаж для назначения досрочной пенсии составляет 24 года 7 месяцев 27 дней, что не дает право на назначение досрочной пенсии. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, что подтвердила проверка.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.2, 18, 39 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (в редакции с изменениями), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> для назначения досрочной пенсии, представив соответствующие документы.

Согласно протоколу УПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия необходимого 25 летнего специального стажа педагогической деятельности, дающего право на назначение досрочной льготной пенсии. Так, в подсчет специального стажа не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого отпуск по уходу за ребёнком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Между тем, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Поскольку истец ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком до введение в действие вышеприведённого Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, данное время (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) должно включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, не включение ответчиком указанного периода в специальный стаж для назначения истцу льготной пенсии неправомерно, противоречит установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Довод представителя ответчика о том, что период нахождения в отпуске ФИО2 по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включён в подсчёт специального стажа в соответствии с разъяснением «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком…», утверждённого постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, период отпуска женщины по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, до достижения ребенком возраста полутора лет, не состоятелен, поскольку вышеприведённые разъяснения противоречат нормам КЗоТ РСФСР, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». По смыслу ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, содержащиеся в разъяснениях, не должны противоречить нормам Кодекса.

Правила начисления периодов работы, установленные ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на которые ссылается ответчик, отказывая ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии, введены в действие после периода нахождения в отпуске ФИО2 по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и так же не могут быть приняты во внимание судом.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что ФИО2 имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку требуемый специальный стаж у нее составляет более 25 лет.

В связи с тем, что в соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), и, учитывая, что на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии у истца имеется специальный педагогический стаж более 25 лет, суд приходит к выводу, что ФИО2 должна быть назначена пенсия со дня ее обращения в Управление Пенсионного Фонда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая все обстоятельства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. При удовлетворении трех неимущественных требований, с ответчика подлежит взысканию в бюджет недоплаченная государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании включить период работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязании назначить досрочную трудовую пенсию, удовлетворить.

Признать действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> в части отказа в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии - незаконными.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с полутора лет до достижения им возраста трёх лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27декабря 2010 года.

Судья: Д.В. Широкова