Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе
Председательствующего судьи Асламбековой Г.А.
При секретаре Ступиной О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривания решения управления по жилищной политике администрации г. Астрахани,
Установил:
Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения управления по жилищной политике администрации г. Астрахани, указав, что 12.07.1991г. она постоянно проживает в квартире общ. пл. 21,6 кв.м., по адресу <адрес>. С 15.10.1993г. с ней также постоянно проживает ее сын ФИО4 Указанное жилое помещение ей было предоставлено на основании письма № 7/293 от 05.11.1992г. зам. главы администрации по заявлению по вопросу улучшения жилищных условий руководством УВД Астраханской области. На обращение истца в управление по жилищной политике администрации г.Астрахани о заключении с ней договора социального найма ей было отказано, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законность вселения в данное жилое помещение. С данным отказом заявитель не согласна.
В связи с чем заявитель просит суд признать отказ управления по жилищной политике администрации г.Астрахани в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу <адрес> незаконным, обязать управление по жилищной политике заключить договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес>.
В судебном заседании заявитель ФИО1 уточнила заявленные требования и просила признать заявление обоснованным, обязать управление по жилищной политике заключить договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес> ней - ФИО1
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом, в суд поступило заявление, согласно которому просит суд рассмотреть дело в отсутствии их представителя, просят вынести решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав заявителя ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, с 12.07.1991г. постоянно проживает и зарегистрирована по адресу <адрес>, что подтверждается карточкой квартиросъемщика от 21.08.2010г., справкой управления по жилищной политике администрации г.Астрахани от 21.08.2010г., согласно которым вместе с ФИО1 в данном жилом помещении с 15.10.1093г. проживает и зарегистрирован ее сын ФИО4
В материалах дела имеется письмо начальника УД 249/2 СИД и СР УВД по АО от 05.11.1992г., согласно которому заявление по вопросу улучшения жилищных условий ФИО1 руководством УВД АО было рассмотрено, ФИО1 - агент по снабжению учреждения УД 249/2 СИД и СР УВД по АО, работает в данном учреждении с 1984г. до 1991г. проживала вместе с сыном в частном доме у родителей по адресу <адрес>. При вводе в эксплуатацию жилого <адрес>-ти квартирного жилого дома учреждением УД-249/2 в 1991г. ФИО1 была предоставлена освободившаяся квартира жилой площадью 21,6 кв.м., по адресу <адрес>. ФИО1 состояла на очереди на улучшение жилищных условий за № 12.
Согласно справке управления по жилищной политике администрации <адрес> от 17.11.2010г. ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г.Астрахани не состоит.
Квартира, расположенная по адресу <адрес> не приватизирована, т.е. является объектом собственности МО «Город Астрахань» и значится в реестре муниципального имущества.
Заявитель ФИО1 обратилась в управление по жилищной политике с заявлением о заключении договора социального найма.
Согласно письму управления по жилищной политике администрации <адрес> 20.10.2010г. заявителю было отказано, поскольку отсутствует документ, подтверждающий законное вселение по указанному адресу ФИО1, заявителю было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании права пользования жилым помещением, после чего администрация вернется к рассмотрению заявления о заключении договора социального найма.
Частью 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы… места жительства…
Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ЖК РФ действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку правоотношения по данному делу возникли в период действия ЖК РСФСР и продолжали действовать в период принятия ЖК РФ, на данные правоотношения будут распространяться ЖК РСФСР и ЖК РФ.
В соответствии со ст.43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
Согласно ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст. 77 Устава муниципального образования «Город Астрахань», принятого Решением городского Совета г.Астрахани 06.07.2004г. № 52/а (в ред. Решений Совета МО «Город Астрахань» от 25.08.2005г. № 181, Городской Думы МО «Город Астрахань» от 24.06.2010г. № 73) в собственности города Астрахани находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе Астрахани и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Согласно Положению «Об управлении по жилищной политике администрации г.Астрахани», утвержденного постановлением мэра города от 21.02.2006г. № 284-м основными функциями управления являются: учет и распределение муниципальной жилой площади гражданам по договорам социального найма на основании решений администрации города.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, создают условия для осуществления права на жилище.
Как установлено в судебном заседании заявитель ФИО1 проживает в спорной квартире как наниматель, однако факт проживания в квартире по независящим от истца обстоятельствам оформлен своевременно надлежащим образом не был. Истец пользовалась и пользуются квартирой, вселилась в квартиру не самовольно, а с разрешения руководства по месту своей работы в 1991г. Заявитель пользуется квартирой около 20 лет, оплачивает коммунальные платежи, осуществляет ремонт в квартире, несет бремя содержания квартирой. С момента вселения в ЖЭКе была заведена карточка квартиросъемщика на ФИО1, состоящую на регистрационном учете по месту проживания в квартире с момента вселения с 1991г.
Однако данные обстоятельства не были приняты по внимание управлением по жилищной политике администрации <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд признает заявление ФИО1 об оспаривании решения управления по жилищной политике администрации г.Астрахани, обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 254-258 ГПК РФ суд,
Решил:
Заявление ФИО1 об оспаривания решения управления по жилищной политике администрации г. Астрахани, признать обоснованным.
Обязать управление по жилищной политике администрации г. Астрахани заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Астраханский областной суд.
Судья Г.А.Асламбекова