Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года г.Астрахань.
Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Сухачевой Т.Ю.
при секретаре Утеповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасановой Д.Б. к жилищному управлению администрации г.Астрахани о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Хасанова Д.Б. обратилась в суд с иском к жилищному управлению администрации г.Астрахани о признании права собственности, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ А. проживал по адресу: <адрес> При жизни им была выражена воля на приватизацию занимаемого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ А. умер, не успев при жизни приватизировать жилое помещение. Истица, являясь наследником имущества по завещанию А., просила признать за ней право собственности на комнату № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Ахмедеева Э.Ф. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика жилищного управления администрации г.Астрахани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что ответчик по существу заявленных исковых требований возражений не имеет.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу к удовлетворению требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеназванного Закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, представленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают названные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При этом учитывается, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Как установлено в судебном заседании, А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют карточка прописки и справка <данные изъяты>
Согласно извлечению из технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого помещения - комнаты № в общежитии по <адрес> составляет № кв.м, жилая площадь - № кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>" и А. заключен договор найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде г.Астрахани по адресу: <адрес>, комната № (л.д. ). Указанное жилое помещение в настоящее время утратило статус общежития.
Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комната №, расположенная по адресу: <адрес>, является объектом собственности <данные изъяты> и значится в реестре муниципального имущества г.Астрахани.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ А. обратился в Управление по жилищной политике администрации <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма с последующей приватизацией комнаты № по <адрес>, приложил необходимые для этого документы. Однако до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность ДД.ММ.ГГГГ А. умер.
Таким образом, А., выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Завещанием от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенным нотариусом (л.д. ) он завещал все свое имущество Хасановой Д.Б.
Из наследственного дела к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ А. следует, что Хасанова Д.Б. обратилась с заявлением в <данные изъяты> о вступлении в наследство в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Карточкой квартиросъемщика, выданной ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, подтверждается, что А. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью, в настоящее время комната <адрес> свободна от регистрации.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> (л.д.), Хасанова Д.Б. в приватизации не участвовала, собственности за ней не значится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Хасановой Д.Б. право собственности на жилое помещение - комнату № жилой площадью № кв.м, общей площадью № кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней.
Судья: