РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Пираевой Е.А.
при секретаре Капкаевой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнок Г.И. об оспаривании решения Администрации г. Астрахани по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий
у с т а н о в и л:
Юнок Г.И. обратился в суд с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием отказа Жилищного управления Администрации г. Астрахани послужило наличие проживания в кв<адрес>. Считает отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необоснованным, поскольку квартиры в собственности не имеет, проживает в вышеуказанной квартире по договору коммерческого найма с указанием срока окончания действия договора, оплачивает аренду за квартиру и коммунальные услуги. В настоящее время собственником съемной квартиры Иваненко О.П. предъявлено требование об освобождении занимаемого жилого помещения, в связи с продажей квартиры. Ссылаясь на требования ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указы Президента РФ и законы субъекта РФ заявитель просит обязать Управление по жилищной политике Администрации г. Астрахани поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заявитель и его представитель Забелина К.П. доводы, изложенные в заявлении поддержали, уточнили требования в части обязания Администрации г. Астрахани осуществить принятие Юнок Г.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и дополнили, что после вынесенного Кировским районным судом г. Астрахани от 29.11.2010 г. решения, Юнок вновь обратился в управление по жилищной политике с вопросом о постановке на учет, при этом представив удостоверение инвалидности, как и указано в вышеуказанном решении, однако 08.12.2010 г. получил отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации г. Астрахани Тырнова А.А., действующая по доверенности просила заявление признать необоснованным и отказать в удовлетворении заявления, поскольку отсутствуют основания для поставке Юнок Г.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Леликова И.П., действующая по доверенности просила заявление признать необоснованным и отказать в удовлетворении заявления, поскольку отсутствуют основания для поставке Юнок Г.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление Юнок Г.И. подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статья 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция РФ закрепляет, что и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Судом установлено, что Юнок Г.И. зарегистрирован и проживает по <адрес>. Данное жилое помещение Юнок Г.И. занимает на основании договора найма жилого помещения с собственником жилого помещения Иваненко О.П., которой данное помещение принадлежит на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 данного договора установлено, что на момент заключения договора дарения в указанной квартире проживает, состоит на регистрационном учете Юнок Г.И., который сохраняет за собой право проживания и пользования данной квартирой.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ собственник жилого помещения Иваненко О.П. уведомила Юнок Г.И. о прекращении договора найма, в связи с продажей жилого помещения.
Юнок Г.И. представлено удостоверение серии Р №, подтверждающее его право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Юнок Г.И. представлена справка серии МСЭ-2009 № об установлении ему инвалидности третьей группы вследствие общего заболевания.
Юнок Г.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в управление по жилищной политике Администрации г. Астрахани о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, однако ДД.ММ.ГГГГ получил отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ввиду наличия права проживания в <адрес>
Право инвалидов Великой Отечественной войны на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренное подпунктом 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социального поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Установлено, что Юнок Г.И. на момент подачи заявления в жилищную комиссию администрации г. Астрахани являлся бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, признанным инвалидом вследствие общего заболевания, не имел в собственности жилое помещение, не являлся членом семьи собственника жилого помещения, не участвовал в приватизации и имел, в соответствии с законом, право на социальные поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Проживание и регистрация Юнок Г.И. в <адрес> была обусловлена необходимостью получения социальных гарантий, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьями 2, 3 и 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство предусмотрело обязательную регистрацию любого гражданина на территории Российской Федерации независимо от наличия в его собственности или на иных основаниях жилого помещения. При этом, целью регистрации в соответствии с вышеприведенными нормами Закона не является улучшение жилищных условий гражданами.
Таким образом, суд не усмотрел в действиях Юнок Г.И. совершение умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, что «По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются».
В соответствии с требованиями ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения.
С учетом обстоятельств установленных судом, требований законодательства, оснований для отказа заявителю в постановке на учет не имелось. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым заявление Юнок Г.И. удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Юнок Г.И. об оспаривании решения Администрации г. Астрахани по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Астрахани поставить Юнок Г.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.А. Пираева
Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2011 года.