об оспаривании решения администрации



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года г.Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Пираевой Е.А.

при секретаре Муслимовой Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дацкевич В.Д. к Управлению по жилищной политике Администрации г. Астрахани, Администрации г. Астрахани об оспаривании решения по отказу в постановке на учет

установил:

Дацкевич В.Д. обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике Администрации г. Астрахани о признании отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку участников ликвидации аварии на ЧАЭС незаконным и обязать должностных лиц управления осуществить принятие его на учет как на лицо, на которое распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В обоснование иска Дацкевич В.Д. указал, что ДД.ММ.ГГГГ расторгнул брак с Дацкевич В.М., которой на праве собственности в порядке приватизации принадлежит <адрес>. С Дацкевич В.М. близкими родственниками не являются и последняя из чувства сострадания и понимания дала согласие на его регистрацию в ее квартире, которую она получила при наличии определенного трудового стажа. 11.06.2009 года центральной комиссией Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска было подтверждено участие истца в действиях подразделений особого риска. Ссылаясь на ч. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», лицам, указанным в подпунктах «а»-«г» пункта 1 постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части 1 ст. 14, ст. 24, п. 2 ч. 3 ст. 27.1, ч. 1 ст. 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец считает, что вправе рассчитывать на предоставление жилплощади. С решением Администрации г. Астрахани не согласен.

Заявитель и его представитель Залиш СВ. доводы, изложенные в заявлении поддержали, уточнили требования в части признания незаконным постановления администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Дацкевич В.Д. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников ЧАЭС и обязании Администрации г. Астрахани осуществить принятие Дацкевич В.Д. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и относящихся к категории лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Заявитель дополнил свои доводы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. С него неоднократно требовали предоставление разного рода справок, однако ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в постановке на учет, ссылаясь на то, что он отказался в свое время от участия в приватизации. Однако не согласен с этим отказом, поскольку квартира, от участия в приватизации, которой отказался, была выдана его супруге уже после их официального развода. В данной квартире он ни когда не проживал, а лишь был зарегистрирован с согласия бывшей супруги, у которой своя семья. Собственного жилья не имеет. Проживает на съемных квартирах. Участие в приватизации, по его мнению, является его правом, а не обязанностью, отказавшись от приватизации, он не совершил действий направленных на преднамеренное ухудшение жилищных условий, поэтому считает отказ Отдела жилищной политики не обоснованным.

Представитель Администрации г. Астрахани и Управления по жилищной политике Администрации г. Астрахани Тырнова А. А., действующая по доверенности просила заявление признать необоснованным.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление Дацкевич подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статья 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ закрепляет, что и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 годаЫ 189-ФЗ.

Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Положения пункта 1 части первой статьи 15 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты, поэтому положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, архивной справки Центрального архива Министерства обороны РФ Дацкевич В.Д. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из исследованных в судебном заседании документов, следует, что Дацкевич В.Д. обратился в управление по жилищной политике Администрации г. Астрахани о постановке его на учет как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Дацкевич В.Д. отказано, поскольку он зарегистрирован в <адрес> в составе семьи 1 человек.

ДД.ММ.ГГГГ между Дацкевич В.Д. и Дацкевич В.М. брак расторгнут.

Дацкевич В.Д. с ДД.ММ.ГГГГ действительно, зарегистрирован в <адрес>.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ за Дацкевич В.М. признано право собственности на <адрес>.

Установлено, что Дацкевич В.Д. на момент подачи заявления в жилищную комиссию администрации г. Астрахани являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имел, в соответствии законом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по внеочередному выделению жилого помещения, не являлся собственником или членом семьи собственника какого-либо жилого помещения. Территориально Дацкевич обратился именно в жилищную комиссию по месту его регистрации, что соответствует как положениям Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так и Постановлению Конституционного суда РФ № 17-11 от 10 ноября 2009 г.

В соответствии с требованиями ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основанием к отказу послужило закрепленное за Дацкевич право на проживание в <адрес>.

В соответствии со статьями 2, 3 и 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государство предусмотрело обязательную регистрацию любого гражданина на территории Российской Федерации независимо от наличия в его собственности или на иных основаниях жилого помещения. При этом, целью регистрации в соответствии с вышеприведенными нормами Закона не является улучшение жилищных условий гражданами.

Таким образом, суд не усмотрел в действиях Дацкевич совершение умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.

В силу ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Судом установлено, что заявитель отказался от участия в приватизации в 2008 году, а в 1998 году брак с Дацкевич В.М., являющейся нанимателем жилого помещения был расторгнут и с данного периода времени заявитель в данной квартире уже не проживал в силу объективных причин. Регистрация Дацкевич была необходима лишь с целью получения социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-0-0, что «По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания

искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются».

Таким образом Дацкевич при обращении в жилищную комиссию были выполнены все требования, предъявляемые законодательством, поэтому решение администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

С учетом обстоятельств установленных судом, положений, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", оснований для отказа заявителю в постановке на учет не имелось, поскольку Дацкевич на момент подачи соответствующего заявления в Отдел жилищной политики, не совершал умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем.

Учитывая, что в судебном заседании установлена необоснованность отказа в постановке Дацкевич на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготному основанию, суд полагает необходимым принять меры по восстановлению его нарушенного права путем понуждения администрации поставить Дацкевич на учет в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Дацкевич В.Д. к Управлению по жилищной политике Администрации г. Астрахани, Администрации г. Астрахани об оспаривании решения по отказу в постановке на учет - удовлетворить.

Признать незаконным постановления администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Дацкевич В.Д. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников ЧАЭС.

Обязать Администрацию г. Астрахани осуществить принятие Дацкевич В.Д. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и относящихся к категории лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.А. Пираева

Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2011 года.