Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Астрахань 28 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г.Астрахани
в составе председательствующего судьи Пираевой Е.А.,
при секретаре Бекбулатовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лукойл - Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани о признании действий незаконными и понуждении произвести опломбирование индивидуальных приборов учета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец - Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Лукойл - Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани о признании действий незаконными и понуждении произвести опломбирование индивидуальных приборов учета. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена по обращениям граждан о неправомерности действий ответчика. Проверкой установлено, что ответчик отказывает потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом, производить оплату за горячую воду по показаниям индивидуальных приборов учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета и в опломбировании индивидуальных приборов учета.
Истец, ссылаясь на «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, ст. 210, 539-548 ГК РФ, ст. 30, 164 ЖК РФ просит суд признать действия филиала ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани, в части отказа потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом, производить оплату за горячую воду по показаниям индивидуальных приборов учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета и в опломбировании индивидуальных приборов учета, незаконными. Истец просит обязать филиал ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани произвести опломбирование индивидуальных приборов учета потребленной горячей воды и производить расчеты в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета.
Представитель истца - помощник прокурора Дюйсембеева Э.М. уточнила требования, просила признать действия ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани, в части отказа потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом, производить оплату за горячую воду по показаниям индивидуальных приборов учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета и в опломбировании индивидуальных приборов учета, незаконными и обязать ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани произвести опломбирование индивидуальных приборов учета потребленной горячей воды и производить расчеты в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета. Свои требования обосновывала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани Емельянова А.К., действующая по доверенности исковые требования не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, регулируются правоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Пунктом 7 Правил устанавливается, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключает договор о приобретении горячей, холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество холодной воды, горячей воды, газа и тепловой энергии, а также водоотведение на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общеведомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих правил.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия коммунальных услуг заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. При отсутствии договора между собственником помещений в многоквартирном доме (непосредственное управление) договора, заключенного исполнителем, собственники заключают договор о потреблении горячей воды и т.п. непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с ч.2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природные газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имуществу, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ст. 30 ЖК РФ).
При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе постановки бытового газа в баллонах), отопления (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ). К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.539 -548 ГК РФ).
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Приведенный в решении пункт 7 Правил носит отсылочный характер, со ссылкой на п.21 и 19 Правил, согласно которым определяется порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии таковых. В последнем случае размер платы за потребление ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
В соответствии с пунктом 7.4 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно пункту 7.5 указанных Правил узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Кроме того в случаях, где отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета, данное обстоятельство так же не может повлиять на право потребителя производить оплату исходя из фактически потребленного количества горячей воды, в соответствии с показателями индивидуального счетчика, установленного в квартире.
Правило установки общедомового счетчика, в соответствии с Федеральным законом «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должно исполняться, согласно ст. 13, до 1 января 2012года.
Тем не менее, индивидуальный счетчик потребителя горячей воды должен быть установлен, соответственно опломбирован, в целях объективного и точного учета потребленного ресурса. Данная обязанность лежит на ответчике.
Проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательства, суд приходит к выводу, что индивидуальный счетчик потребителя горячей воды должен быть опломбирован ответчиком, в целях объективного и точного учета потребленного ресурса, поскольку из анализа указанных выше норм следует, что в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а так же приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, в данном случае таковой является ООО «Лукойл -Теплотранспортная компания».
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» не являются исполнителями услуги, а поставляют коммунальный ресурс, являющийся товаром, а не услугой, оказываемой потребителю, суд находит не состоятельными, высказанными вопреки нормам действующего законодательства, а исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Однако суд полагает необходимым при удовлетворения заявленных требований выйти за рамки исковых требований в части обязания произвести опломбирование индивидуальных приборов учета потребленной горячей воды, потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом, что не противоречит требованиям законодательства, поскольку именно данное обстоятельство и явилось предметом спора при рассмотрения данного дела.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с ответчика ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания», не относящегося к категории освобождаемых от судебных расходов, подлежит взысканию в бюджет государства государственная пошлина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лукойл - Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани о признании действий незаконными и понуждении произвести опломбирование индивидуальных приборов учета - удовлетворить.
Признать действия ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани, в части отказа потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом, производить оплату за горячую воду по показаниям индивидуальных приборов учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета и в опломбировании индивидуальных приборов учета - незаконными.
Обязать ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани произвести потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом - опломбирование индивидуальных приборов учета потребленной горячей воды и производить расчеты в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета.
Взыскать с ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» в лице филиала в г. Астрахани госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2011 года.
Судья: