Решение
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 18 апреля 2011 г.
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.
при секретаре Айсангалиевой Б.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех», МУП г. Астрахани «Астрводоканал» об обязании провести ремонт,
Установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех», МУП г. Астрахани «Астрводоканал» об обязании провести ремонт, указав, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>Б, <адрес>. Обслуживанием данного дома занимается ЖЭК, в настоящее время ООО «УК «Успех». В обязанности данной организации входит обслуживание межквартирных помещений и оборудования, поддержание в надлежащем виде придомовой территории. Однако с данными обязанностями Успех не справляется, и не пытается выполнять. Подвал дома затоплен водой, в результате образовалось болото, которое распространяет неприятный запах на весь подъезд дома, в результате появились комары, мошки. Истец считает, что по вине УК «Успех» в подвале дома обитают мыши, и крысы, которые проникают в квартиры. за последние 20 лет в подъезде дома не производился ремонт, из-за чего состояние стен, потолков, полов подъезда является просто кошмарным, так как краска на стенах на 80% облупилась. Никаких мер управляющая компания не предпринимает, не проводит элементарную уборку подъезда. На придомовой территории никаких работ ООО УК «Успех» не проводит. Оплату за техническое обслуживание дома она производит регулярно.
Истец просит суд обязать ответчика привести в надлежащее состояние подъезд № 2 дома где проживает истец, для чего произвести там необходимый ремонт, обязать ответчика привести в надлежащее состояние подвал дома, для чего удалить оттуда воду, устранить причину ее появления там, а также удалить скопившихся там насекомых, и создать условия для того, чтобы насекомые и вода там больше не появлялись, обязать ответчика привести в надлежащее состояние придомовую территорию дома, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 109 500 руб.
Затем истец увеличил исковые требования, согласно которым просит суд привести в надлежащее состояние подъезд № 2 дома, где проживает истец, для чего произвести там необходимый ремонт, обязать ответчика привести в надлежащее состояние подвал дома, для чего удалить оттуда воду, устранить причину ее появления там, а также удалить скопившихся там насекомых, и создать условия для того, чтобы насекомые и вода там больше не появлялись, обязать ответчика привести в надлежащее состояние придомовую территорию дома, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 109 500 руб., взыскать с ответчика в свою пользу судебные издержки, оплату госпошлины а размере 200 руб., оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующий на основании устного ходатайства, поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УК «Успех» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика МУП г.Астрахани «Астрводоканал» в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав истца ФИО1 и ее представителя ФИО3, действующую на основании устного ходатайства, представителя ответчика ООО УК «Успех» ФИО4, действующую на основании доверенности, показания свидетеля ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>Б, <адрес>, где проживает на протяжении более 20 лет, что подтверждается пояснениями истца, согласно которым подвал дома затоплен водой, в результате образовалось болото, которое распространяет неприятный запах на весь подъезд дома, появились комары, мошки, обитают мыши, и крысы, которые проникают в квартиры. В марте 2011г. ответчик производил откачку сточных вод из подвала, но вода как до этого набиралась в подвале, так она и присутствует там сейчас. За последние 20 лет в подъезде дома не производился ремонт, из-за чего состояние стен, потолков, полов подъезда является просто кошмарным, так как краска на стенах на 80% облупилась. Оплату за техническое обслуживание дома она производит регулярно, однако управляющая компания никаких мер не предпринимает, не проводит элементарную уборку подъезда, никаких работ на придомовой территории не проводит.
В материалах дела имеется договор оказания услуг по содержанию жилого дома и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу <адрес> Б, который был заключен между собственниками помещения многоквартирного жилого <адрес>Б по <адрес> в лице их уполномоченного представителя ФИО5 и ООО УК «Успех» 02.06.2008г. Данный договор был зарегистрирован ЖКХ управления городского хозяйства администрации города Астрахани.
Предметом данного договора является предоставление исполнителем - ООО УК «Успех» заказчику - собственникам многоквартирного жилого дома, следующих услуг: штукатурные работы, стекольные работы, ремонт каменных, бетонных конструкций здания, техническое обслуживание и ремонт систем отопления, техническое обслуживание и ремонт систем водоснабжения и водоотведения, техническое обслуживание и ремонт систем энергоснабжения, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями, вывоз ТБО (уличный смет), периодическая дымоходов и вент каналов, проверка изоляции заземления, освещение мест общего пользования.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять услуги установленного качества, принимать своевременные меры по предупреждению и регулированию нарушения качества предоставляемых услуг заказчику, предоставлять информацию о выполненных работах.
Согласно пункту 5.1 договора заказчик обязан своевременно оплачивать предоставленные исполнителем услуги до 10 числа следующего за истекшим месяца, по абонентским книжкам на расчетный счет «Исполнителя».
Собственники данного многоквартирного дома неоднократно обращались с заявлениями в ООО УК «Успех», а также в администрацию Ленинского района г.Астрахани с просьбой откачать воду из подвала дома, убрать придомовую территорию, осуществить ремонт, что подтверждается копией заявления от 10.11.2010г., показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6
Согласно письму администрации Ленинского района г.Астрахани от 26.10.2010г. на обращение собственника дома по <адрес>Б ФИО7, как управляющей домом, силами ООО УК «Успех» были выполнены ряд мероприятий, а именно: прочистка колодцев придомовой территории, проведена ревизия узлов труб систем канализации жилого <адрес> Б по <адрес>.
В материалах дела имеется письмо администрации Ленинского района г.Астрахани от 16.11.2010г. № 0502-13,5/1351/1, в котором указано, что в результате комиссионного обследования 13.11.2010г. подвального помещения жилого <адрес>Б по <адрес> выявлено, что данное подвальное помещение подтоплено сточными водами. В соответствии со ст. 39 ЖК РФ обязанность содержания общего имущества возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором. Между собственниками жилых помещений по <адрес> Б и обслуживающей организацией ООО УК «Успех» заключен договор на техническое обслуживание данного дома с перечнем услуг. Администрация района не вправе вмешиваться в договорные обязательства сторон. Администрацией направлено письмо в ООО УК «Успех» с просьбой откачать сточные воды из подвального помещения указанного жилого дома, а также своевременно вызывать специализированные службы ОАО «Астрводоканал» для прочистки внутридомовых колодцев.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что подтопление подвального помещения данного многоквартирного жилого дома происходит из-за частых засоров наружной трассы канализации, находящейся на балансе МУП г.Астрахани «Астрводоканал». Инженерные коммуникации в подвале находятся в рабочем состоянии, течей не имеют. При засоре наружной трассы канализации компания дает заявки на прочистку в диспетчерскую службу Водоканала, после чего они приезжают и делают очистку, данная трасса встает очень часто. 31.03.2011г. ими был сделан запрос о предоставлении выписки их журнала заявок, однако до настоящего времени ответ не получен. Уборка придомовой территории и контейнерной площадки производится ежедневно, а также регулярно по мере необходимости производится вывоз негабаритного мусора.
Согласно отчета о расходовании средств за период с 01.01.2010г. по март 2011г. всего израсходовано средств на обслуживание <адрес> Б по <адрес> на сумму 254750, 88 руб., задолженность за населением на 01 апреля 2011г. составляет 61218,64 руб.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч.1,2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе - управление управляющей организацией.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170 были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с п. 2.1.1 Правил плановые осмотры жилых зданий следует проводить: после ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Согласно п. 2.1.2 Правил общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Однако представителем ответчика не предоставлены суду доказательства, подтверждающего что осмотры жилого дома по <адрес> производились.
Пунктом 3.2.1 Правил предусмотрено, что содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках.
Согласно п. 3.2.2 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
В соответствии с п. 3.2.5 Правил лестничные клетки должны иметь температуру воздуха и воздухообмен согласно установленным требованиям.
Пунктом 3.2.7 Правил предусмотрено, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке.
При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Согласно п. 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами.
В соответствии с п. 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Пунктом 3.4.1 Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Согласно п. 3.4.2 Правил подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
В соответствии с п. 3.4.3 Правил подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена. Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни.
Согласно п. 3.4.4 Правил в случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи.
В судебном заседании установлено, что лестничные клетки подъезда № <адрес> Б по <адрес>, подъезд данного дома нуждаются в ремонте, поскольку более 20 лет в данных помещениях ремонт не производился. В подвале постоянно происходит подтопление, в результате скопления воды образуется неприятный запах, появляются комары, мошки, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
Истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что ответчик ООО УК «Успех» не исполняет свои обязательства, предусмотренные договором оказания услуг по содержанию жилого дома, в связи с чем, она перестала вносить соответствующую оплату и вынуждена была обратиться в суд за защитой своих прав.
Доводы представителя ответчика о том, что подтопление подвального помещения дома происходит из-за частых засоров наружной трассы канализации, находящейся на балансе МУП г.Астрахани «Астрводоканал», в связи с чем откачка воды и прочистка подвала не входит в их обязанность, не предусмотрена договором, они лишь дают заявку в МУП г.Астрахани, суд считает несостоятельными, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду какие-либо доказательства в обоснование своих доводов.
Суд не принимает во внимание калькуляцию работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома по <адрес>Б, поскольку данная калькуляция ни кем не утверждена, ни кем не подписана.
В судебном заседании установлено, что Управляющая компания «Успех» не надлежащим образом исполняет свои обязательства, установленные Жилищным кодексом РФ, согласно которым она должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предусмотренные договором от 02.06.2008г., Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170. Согласно п. 3.2.2 данных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда, т.е. ООО УК «Успех» должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках подъезда № 2, помещений подвала дома по <адрес> Б <адрес>.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех», МУП г. Астрахани «Астрводоканал» об обязании провести ремонт, подлежат удовлетворению в части, необходимости обязать ООО УК «Успех» обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток, провести необходимый ремонт подъезда № <адрес> «Б» по <адрес>, обеспечить температурно-влажностный режим подвала <адрес> «Б» по <адрес>, устранить источники увлажнения воздуха, откачать сточные воды.
Представитель ответчика ООО УК «Успех» в судебном заседании пояснила, что уборка придомовой территории и контейнерной площадки производится ежедневно, а также регулярно по мере необходимости производится вывоз негабаритного мусора. В летний период производится скос сорной травы, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, которые пояснили, что придомовая территория убирается, иногда там работает дворник, а также в судебном заседании обозревались фотографии придомовой территории к дому по <адрес>Б <адрес>.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец ФИО1 не представила суду доказательства в обоснование своих доводов о том, что на придомовой территории ответчиком ООО УК «Успех» не производятся какие-либо работы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца ФИО1 к ООО УК «Успех» об обязании привести в надлежащее состояние придомовую территорию жилого <адрес>Б по <адрес> не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
С учетом причиненного истцу морального вреда, выразившегося в форме душевных переживаний из-за неисполнения ответчиком своих обязательств по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем, истец постоянно нервничала, переживала, вынуждена пользоваться подъездом в котором присутствует неприятный запах, комары, нарушен температурно-влажностный режим воздуха, суд считает возможным взыскать с ООО УК «Успех» в пользу ФИО1 моральный вред в сумме 5000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб. Однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду в обоснование своих требований квитанцию об оплате госпошлины.
Как следует из материалов дела ранее 01.12.2010г. квитанция об оплате госпошлины была возвращена истцу вместе с определением от 29.11.2010г., что подтверждается копией сопроводительного письма от 01.12.2010г. № 32618/5.
Кроме того, согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» по искам предъявляемым в интересах потребителя государственная пошлина уплате не подлежит.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца в части взыскания с ответчика ООО УК «Успех» в пользу истца ФИО1 расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., не подлежат удовлетворению.
Согласно с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В материалах дела имеется соглашение от 10.11.2010г. об оказании юридической помощи, согласно которому ФИО1 обязуется оплачивать услуги Исполнителя адвоката ФИО3
ФИО3 представляет интересы истца ФИО1 на основании устного ходатайства, заявленного в судебном заседании истцом, кроме того, в суд не представлен платежный документ, подтверждающий, что оплата за оказанные юридические услуги была произведена. Кроме того, ордер адвоката ФИО3 в суд также не был представлен.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования истца о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех», МУП г. Астрахани «Астрводоканал» об обязании провести ремонт, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех» обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток, провести необходимый ремонт подъезда № <адрес> «Б» по <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех» обеспечить температурно-влажностный режим подвала <адрес> «Б» по <адрес>, устранить источники увлажнения воздуха, откачать сточные воды.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Успех» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В остальной части иска- отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья Г.А. Асламбекова