Решение о взыскании материального ущерба



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Астрахань          16 июня 2011 года

Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Апостолова К.В.

при секретаре     Комягиной Н.С.,

в присутствии представителя истца Н,

представителей ответчиков Г,

С,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т к ООО «Транс-сервис» и ОАО «Альфастрахование» о взыскании суммы материального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Т обратилась в суд с иском к ООО «Сервис-трейд» и ОАО «АльфаСтрахование» о взыскании суммы материального ущерба, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею был заключен договор страхования средств автотранспорта с ОАО «Альфастрахование» (КАСКО), согласно которого на страхование был принят принадлежащий ей на праве собственности (свидетельство о регистрации <адрес>) автомобиль «LADA 210740», государственный номер , застрахованный на 100% от ущерба и хищения на сумму 176307,00 рублей, выдали полис. В данном полисе сказано, что выплата страхового возмещения на условиях Правил страхования, исключая приложения к правилам 1 и 2 «Голое КАСКО». ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 мин. в <адрес> на мосту через <адрес> произошло ДТП, в результате чего ее автомобиль был повреждён. Собрав все необходимые документы она обратилась в Астраханский филиал ОАО « АльфаСтрахование» с заявлением о страховом событии. ДД.ММ.ГГГГ по направлению страховой компании ОАО «Альфастрахование» ее автомобиль был направлен на ремонт в ООО «Транс-сервис», однако до настоящего времени автомобиль не отремонтирован. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключён договор об оценке рыночной стоимости ущерба повреждённого ТС в результате ДТП. Стоимость восстановительного ремонта составила 64115,20 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Ею был заключен договор об оценке рыночной стоимости ремонта транспортного средства после проведения ремонтных работ в ООО «Транс-Сервис». Стоимость восстановительного ремонта составила 36 625 рублей, стоимость ремонта коробки передач, согласно заказа-наряда от ДД.ММ.ГГГГ- 7 900 рублей. Истец долгое время находится без транспортного средства, несвоевременный ремонт лишил ее, а также его близких родственников (в том числе малолетних детей) на это время возможности передвигаться, вынудил защищать свои законные права и интересы в суде, поэтому моральный вред ею оценивается в размере 20 000 рублей. Законом «О защите прав потребителей» установлен размер процентов в размере 3% за каждый день просрочки. Поскольку ремонт не был произведен в течение 84 дней, поэтому на основании п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителя» сумма неустойки (пени) составляет: 36625,00 рублей (сумма ущерба) : 3% = 1098,75 рублей за каждый день просрочки. 1098,75 руб. х 84 дня = 88988,75 рублей. Но так как сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги), а сумма ущерба определена независимой экспертной оценкой 36625,00 рублей, то сумма неустойки (пени) составляет 36625,00 рублей. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит взыскать в ее пользу с ООО «Транс-Сервис» сумму материального ущерба в размере 36 625,00 рублей, моральный вред - 20 000 рублей, сумму неустойки (пенни) -36 625.00 рублей, затраты понесенные в связи с оплатой оценки по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта повреждённого ТС - 2 000 рублей, затраты понесённые в связи с оплатой оценки по определению стоимости восстановительного ремонта ТС 1 250 рублей, юридические услуги 12 000 рублей, услуги нотариуса 350 рублей. Всего: 108 850 рублей, с ОАО «Альфастрахование» стоимость ремонта коробки передач 7900 рублей, затраты понесенные в связи с оплатой оценки по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта повреждённого ТС - 2000 рублей, затраты понесённые в связи с оплатой оценки по определению стоимости восстановительного ремонта ТС 1250 рублей, юридические услуги 8 000 рублей, услуги нотариуса 350 рублей, всего: 19 500 рублей.

В судебном заседании истец Т не присутствовала, ее представитель Н уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Альфастрахование» Г в судебном заседании требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать, посчитав, что страховая компания обязательства перед истцом исполнила.

Представитель ответчика ООО «Транс-сервис» С в судебном заседании требования признал частично, пояснив, что сомневается в том, что истец будет менять поврежденные детали.

Суд, выслушав представителя истца и ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании страхователь Т, являясь собственником транспортного средства и страховщик ОАО «Альфастрахование» заключили договор страхование средств наземного транспорта (страховой полис ) - автомобиля LАDА 210740, регистрационный знак на условиях «голое КАСКо».

ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 минут на мосту через <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль Т получил повреждения, о чем имеется справка о дорожно-транспортном происшествия .

Данное ДТП ОАО «Альфастрахование » признано страховым случаем, после чего автомобиль направлен в ООО «Транс-сервис», где был произведен его ремонт.

Вышеуказанные обстоятельства установлены в судебном заседании и не оспаривались сторонами.

Вместе с тем, при поучении автомобиля после произведенного ООО «Транс-сервис» ремонта, Т указано на ряд недостатков произведенных работ, с указанием на то, что машина неисправна и что вывоз производился эвакуатором, о чем имеется указание в заказ наряде от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ-21074, г/н В818КЕ30 с учетом износа заменяемых деталей составляет 36 514,71 рубль.

Кроме того, согласно представленного заказ-наряда от ДД.ММ.ГГГГ ИП А, на автомашине Т произведен ремонт коробки переключения передач, на общую стоимость 7 600 рублей.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Ю пояснил, что всего он автомобиль истца осматривал 4 раза- первые два раза по инициативе ОАО «Альфастрахование», еще два раза по инициативе заказчика. При первом осмотре автомобиль стоял на передаче, рычаг коробки передач был заклинен, и при включении автомобиля что-то свистело. В таком состоянии автомобиль был доставлен в автосервис. ДД.ММ.ГГГГ при осмотре причина заклинивания устранена, но по территории автосервиса автомобиль не передвигалась. Последний осмотр коробки передач происходил в его присутствии. Он считает, что повреждения КПП возникли в результате ДТП, так как пружина попала между зубьями шестеренок и произошло замятие предмета. Так же после проведенного ремонта в ООО «Транс сервис» он осматривал автомобиль, и были выявлены недостатки, а именно ремонт был произведен не качественно, не были обработаны изнутри новые детали, все швы сделаны не качественно, детали автомобиля были выпрямлены, а по степени повреждений, должна была быть произведена их замена. Заключение об оценке определяет сумму, необходимую для приведение автомобиля в надлежащее состояние уже после проведенного ООО «Танс-сервис» ремонта.

В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В соответствии с п.1 ст.929 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к следующему выводу.

Поскольку в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль истца получил повреждения, в том числе коробки переключения передач, о чем указано допрошенным в судебном заседании специалистом, и данное повреждение КПП в ходе проведенного ремонта не исправлялось, то соответственно стоимость работ, затраченных истцом на исправление указанного повреждения, подтвержденная представленными документами, подлежит взысканию с ОАО «Альфастрахование», как со страховщика.

Кроме того, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Альфастрахование» и ООО «Транс-сервис», последнее принимает на себя обязательства по ремонту автомобилей, застрахованных в ОАО «Альфастрахование».

В рассматриваемом случае, по направлению ОАО «Альфастрахование» ремонт застрахованного автомобиля производился ООО «Транс-сервис». Данный ремонт произведен ненадлежащим образом, как по исполнению позиций, указанных в заказ-наряде так и по качеству работ. Даное обстоятельство представителем ответчика- ООО «Транс-сервис» в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ-21074, г/н с учетом износа заменяемых деталей составляет 36 514,71 рубль.

В соответствии со ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

На основании ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В соответствии со ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими omnouieuini в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причииителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Согласно ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от. исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем, и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа, взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этana взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если иена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги) Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (окончания услуги), а если указанная иена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя».

Поскольку надлежащий ремонт автомобиля истца не был произведен в течении 47 дней, то есть с момента указания на недостатки при приеме (ДД.ММ.ГГГГ) до обращения в суд (ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с требованиями закона о защите прав потребителей сумма неустойки (пени) составляет: 36 514,71 рублей (сумма ущерба) / 3% = 1095,53 рублей за каждый день просрочки. 1095,53 руб. х 47 дней = 51489,91рублей. Но поскольку сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги), а сумма ущерба определена независимой экспертной оценкой 36 514,71 рублей, то сумма неустойки (пени) составляет именно эту сумму.

Вопреки позиции истца суд считает необходимым взыскать с ответчика стоимость материального ущерба с учетом износа, поскольку это предусмотрено правилами страхования по заключенному договору, а взыскании ущерба без учета износа приведет к необоснованному обогащению истца.

Кроме того, вопреки требованиям истца, не подлежит взысканию с ответчика ОАО «Альфастрахование» стоимость эвакуатора, поскольку правилами страхования средств наземного транспорта, предусмотрена эвакуация только с места ДТП до места ремонта или стоянки.

В части требования истца о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В данном случае суд, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего гражданского дела, физических и нравственных страданий истца, суд считает, что требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, в размере компенсации - 2 000 рублей.

В силу ст.ст.98, 100 ГПК РФ суд считает, что так же подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца: услуг по оценке ущерба от повреждения автотранспортного средства в размере 6 500 рублей, по оплате частично юридических услуг в размере 15 000 рублей и услуг нотариуса в сумме 700 рублей, пропорциональной присужденным суммам.

Так как истец при подаче иска в соответствии со ст.89 ГПК РФ и ст.333.36 НК РФ был освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Т к обществу с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» и открытому акционерному обществу «Альфастрахование» о взыскании суммы материального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Т

с Общества с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» сумму материального ущерба в размере 36 514,71 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, сумму неустойки- пенни в размере 36 514,71 рублей, оплату услуг представителя в размере 13 377,37 рублей, оплату услуг по оценке в размере 5 865,50 рублей, услуги нотариуса в размере 629,76 рублей;

с открытого акционерного общества «Альфастрахование» стоимость материального ущерба в размере 7 900 рублей, оплату услуг представителя- 1 622,63 рубля, оплату слуг по оценке- 634,50 рублей, оплату услуг нотариуса- 68,13 рублей.

Взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину с обществе с ограниченной ответственностью - 2 571,36 рублей, с открытого акционерного общества «Альфастрахование» в размере 256,52 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение.

Полный текст решения изготовлен 21.06.2011 года.

Судья          К.В.Апостолов