Решение об оспаривании решения комиссии по признанию лиц беженцами.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года        г.Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи                   Д.В. Широковой

при секретаре          Л.Н. Кадралиевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению "Б.М" к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> об оспаривании решения комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами Управления по делам миграции УВД <адрес> от (дата), обязании Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> продлить "Б.М" статус вынужденного переселенца,

У С Т А Н О В И Л:

"Б.М" в порядке ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения федерального органа, Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> (далее УФМС России по <адрес>), указав, что в (дата) года с семьей выехала из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес>, (дата) решением комиссии Управления по делам миграции УВД <адрес> признана вынужденным переселенцем одновременно с мужем, "Б.Д" и дочерью, "Б.В", получив свидетельства вынужденных переселенцев сроком на N лет. (дата) брак между нею и "Б.Д" расторгнут, снялась с регистрационного учёта по месту жительства семьи и проживала без регистрации, осуществляя уход за нетрудоспособным "Л", в связи с чем несвоевременно, в (дата) года обратилась в УФМС России по <адрес> о продлении статуса вынужденного переселенца, однако в таком продлении ей было отказано, и стало известно что (дата) снята с регистрационного учёта в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Просит признать решение комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами Управления по делам миграции УВД АО от (дата) о снятии с регистрационного учёта вынужденного переселенца незаконным и обязать УФМС России по <адрес> восстановить и продлить статус вынужденного переселенца.

В судебном заседании заявитель "Б.М" поддержала заявление по изложенным в нем доводам, уточнив требования в части, просила суд признать решение комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами Управления по делам миграции УВД АО от (дата) о снятии с регистрационного учёта вынужденного переселенца незаконным и обязать УФМС России по <адрес> продлить заявителю статус вынужденного переселенца.

Представитель федерального органа УФМС России по <адрес>, чьи действия оспариваются, "Р", действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявления.

Суд, выслушав заявителя "Б.М", представителя органа, чьи действия обжалуются, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений.

Согласно ст. 1, п.2 ст. 2,п.4 ст.5 Закона РФ от (дата) N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на N лет.

Согласно п.2 ч.2, ст. 9 Закона РФ от (дата) N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

Как установлено и не оспаривалось в судебном заседании, (дата) "Б.М" получила статус вынужденного переселенца из <адрес>.

В судебном заседании "Б.М" пояснила, что, получив (дата) году статус вынужденного переселенца, ей вручили удостоверение вынужденного переселенца, в котором, действительно, было указано, что такой статус выдаётся сроком на N лет. Однако, по истечению срока статуса в органы УФМС России по <адрес> о его продлении не обращалась, поскольку не имела постоянной регистрации на территории <адрес> и ухаживала за нетрудоспособным гражданином, решение комиссии о снятии с учёта вынужденного переселенца от (дата) не получала, поскольку не проживала с семьей, а органы УФМС о перемене места жительства не уведомляла, в связи с чем просит признать такое решение комиссии от (дата) незаконным.

В обоснование своих доводов заявитель представила паспортные данные, согласно которым зарегистрирована по адресу <адрес> с (дата) года и снята с регистрационного учёта (дата) года. Зарегистрирована по адресу: <адрес> с (дата) года.

Как следует из представленных суду материалов миграционного дела в отношении "Б.М", протокола N от (дата) года комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами, на основании пп.2 п.2 ст.9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», "Б.М" утратила статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления.

Учитывая п.4 ст. 5 Закона РФ от (дата) N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в силу которых статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину сроком на N лет и пояснения "Б.М", не отрицавшей, что ей было известно о временных ограничениях статуса сроком на N лет, однако в органы УФМС по истечении срока о продлении статуса не обращалась, суд признаёт решение комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами Управления по делам миграции УВД <адрес> от (дата), на основании пп.2 п.2 ст.9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления "Б.М",- законным и обоснованным, поскольку федеральный орган имел полномочия на принятие такого решения, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона, регулирующих данные правоотношения.

Согласно уведомлению N от (дата) в адрес "Б.М" по <адрес> по делам миграции УВД <адрес> направлено уведомление о прекращении статуса вынужденного переселенца.

Учитывая, что в силу ст.6 п.3 Закона РФ от (дата) N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", при перемене места жительства вынужденный переселенец обязан сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, действия органа ФМС, направившего уведомление "Б.М" об утрате ею статуса вынужденного переселенца по адресу <адрес>, законны и обоснованны, поскольку о смене места жительства заявителем федеральному органу не было известно, "Б.М" снявшись с регистрационного учета (дата), вопреки положениям ст.6 п.3 Закона РФ от (дата) N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" не известила об этом органы УФМС, что не отрицалось "Б.М" в судебном заседании.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий федерального органа, должностного лица, служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В совокупности представленных доказательств, суд, установив, что оспариваемое решение комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами Управления по делам миграции УВД <адрес> от (дата) принято в соответствии с законом «О вынужденных переселенцах» в пределах своих полномочий, какие-либо права и свободы "Б.М" не были нарушены, приходит к выводу, что требование "Б.М" о признании решения комиссии от (дата) незаконным, удовлетворению не подлежат.

Заявленные "Б.М" требования об обязании УФМС России по <адрес> о продлении статуса вынужденного переселенца, так же не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 202-ФЗ от (дата) "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах", статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (в ред. Федерального закона от (дата) N 121-ФЗ).

Как установлено судом и не оспорено сторонами, в адрес заявителя было направлено уведомление органов ФМС об утрате статуса вынужденного переселенца (дата), продление которого имеет заявительный характер, что установлено пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 202-ФЗ от (дата).

В соответствии с п.28 ранее действующей Инструкцией о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами их учёту и переучету на территории Российской Федерации (утратившей силу на основании приказа ФМС (дата)), согласно которому заявление лица в письменной форме о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается территориальным органом миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения, а так же п.23, 24, 25 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев", утвержденного Приказом ФМС РФ от (дата) N, согласно которым заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения (в ред. Приказа ФМС РФ от (дата) N 201). Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в территориальном органе. В случае направления территориальным органом запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления в целях получения необходимых сведений для рассмотрения вопроса о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца руководитель органа или уполномоченное им лицо может продлить срок рассмотрения заявления, но на срок не более 30 дней, уведомив об этом заявителя. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца; в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Суд из представленных УФМС России по <адрес> материалов установил, что заявитель "Б.М" в органы УФМС России по <адрес> с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца не обращалась, что не оспаривалось самой "Б.М" в судебном заседании.

Поскольку заявитель не выразил волю на реализацию своего права в установленный срок, УФМС обоснованно на основании пп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона N 202-ФЗ от (дата) "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах" признало его утратившим статус.

При таких обстоятельствах, в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 202-ФЗ от (дата), учитывая, что продление статуса вынужденного переселенца имеет заявительный характер, и подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, заявления от "Б.М" в УФМС России по <адрес> о продлении статуса вынужденного переселенца не подавалось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании УФМС России по <адрес> продлить статус вынужденного переселенца "Б.М"

Довод "Б.М" о том. что обращалась в органы УФМС России по <адрес> (дата) с заявлением о продлении статуса, указав в заявлении уважительность причин несвоевременного обращения, не состоятелен, поскольку, как следует из заявления "Б.М" в адрес УФМС России по <адрес> от (дата), просила восстановить, а не продлить ей статус вынужденного переселенца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление "Б.М" к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> об оспаривании решения комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами Управления по делам миграции УВД <адрес> от (дата), обязании Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> продлить "Б.М" статус вынужденного переселенца, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Окончательная форма решения изготовлена 01.07.2011 года.

Судья:           Д.В. Широкова