решение по жалобе на действия должностного лица



Решение

Именем Российской Федерации

23 августа 2011 года                                                                         г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Асламбековой Г.А.

при секретаре Ступиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 по факту отказа прокуратуры Ленинского района г. Астрахани в предоставлении гражданину информации,

Установил:

Заявитель ФИО1 обратился в суд с жалобой по факту отказа прокуратуры Ленинского района г. Астрахани в предоставлении гражданину информации, указав, что 19 мая 2011г. он обратился в прокуратуру Ленинского района г.Астрахани с письменным заявлением ознакомиться с материалами проверки с помощью технических средств (фотосъемка всех страниц материалов), непосредственно затрагивающие его права. 23.06.2011г. в канцелярии прокуратуры Ленинского района г.Астрахани он получил ответ от 09.06.2011г. за №415/09 за подписью прокурора Ленинского района г.Астрахани, в котором указано, что ознакомиться с материалами он сможет в прокуратуре района в любой рабочий день. Однако 23.06.2011г. по непонятным ему причинам в ознакомлении ему было отказано. Заявитель считает, что прокуратура всячески оказывает ему препятствие в ознакомлении с материалами служебной проверки, которая была проведена с 10.04.2011г. по 22.04.2011г. включительно начальником отдела дознания УВД по АО ФИО3 в отношении дознавателя УВД по АО ФИО4, а также с материалами надзорной проверки, которую проводили работники Ленинской районной прокуратуры ФИО5, ФИО6, а также прокурор района ФИО7

Заявитель просил суд признать действия прокуратуры Ленинского района г.Астрахани незаконными, устранить препятствия и обязать в судебном порядке прокуратуру Ленинского района г.Астрахани дать ему возможность ознакомиться с помощью технических средств (фотосъемка всех страниц материалов служебной проверки - т.е. сделать фотокопии) со всеми страницами материалов служебной проверки от 22.04.2011г., которую провела начальник отдела дознания УВД по АО ФИО3 в отношении дознавателя УВД по АО ФИО4, а также с материалами надзорного производства прокуратуры Ленинского района г.Астрахани (фотосъемка всех страниц материалов служебной проверки - т.е. сделать фотокопии).         

Затем заявитель уточнил заявленные требования, согласно которым просит суд признать действия прокуратуры Ленинского района г.Астрахани незаконными, устранить препятствия и обязать либо в другой форме попросить прокуратуру Ленинского района г.Астрахани дать ему возможность ознакомиться с материалами служебной проверки, которую провела начальник отдела дознания УВД по АО ФИО3 и надзорной проверки, надзорного производства прокуратуры Ленинского района г.Астрахани с использованием технических средств (фотосъемка со всех страниц данных материалов).

Заявитель ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо помощник прокурора Ленинского района г.Астрахани ФИО8, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в производстве дознавателя отдела организации дознания МОБ ОМ № 2 УВД по г.Астрахани находилось уголовное дело по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116 УК РФ. Мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г.Астрахани ФИО1 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб., что подтверждается письмом прокурора Ленинского района г.Астрахани от 09.06.2011г. на обращение ФИО1, в котором указано, что он вправе ознакомиться с материалами по его жалобе в прокуратуре района в любой рабочий день.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что 23.06.2011г., получив данный ответ прокурора, он в тот же день решил ознакомиться с материалами проверок, однако ему работниками прокуратуры было отказано.

В материалах дела имеется копия жалобы ФИО1 от 23.06.2011г. на имя прокурора Ленинского района г.Астрахани г. Астрахани, в которой он указал, что работниками прокуратуры ему незаконно было отказано в ознакомлении с материалами проверок, просит разобраться и принять меры.

ФИО1 обратился в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ на действия прокуратуры Ленинского района г.Астрахани.

Постановлением Ленинского районного суда г.Астрахани от 05.07.2011г. производство по жалобе ФИО1 в порядке ст. 125 УПК РФ на действия прокуратуры Ленинского района г.Астрахани прекращено.

Как следует из текста данного постановления ФИО1 было разъяснено его право ознакомления с материалами по его жалобе, связанной с привлечением к ответственности ФИО4, однако в ознакомлении с материалами проверки с помощью технических средств ему отказано работником канцелярии прокуратуры Ленинского района г.Астрахани, то есть лицом не обладающим полномочия по осуществлению уголовного преследования. Иных правомочных должностных лиц - работников прокуратуры, чьи бы действия обжаловались в рамках статьи 125 УПК РФ в связи с нарушением его конституционных прав в судебном заседании заявителем ФИО1 не названы.

Ранее письмом заместителя начальника УМВД по АО от 17.05.2011г. ФИО1 на его обращение было разъяснено, что представленные им вещественные доказательства (диски CD-R), а также материалы служебной проверки были направлены в прокуратуру Ленинского района г.Астрахани в порядке, предусмотренном п.3 ч.1 ст. 145 УПК РФ, то есть по подследственности и территориальности в соответствии со ст. 151 УПК РФ. В части обращения о возможности ознакомления с материалами служебной проверки в отношении дознавателя ФИО4 сообщено, что согласно действующему приказу МВД РФ от 22.09.2006г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России», гражданин не вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц.

В материалах дела имеется письмо заместителя прокурора Ленинского района г.Астрахани от 28.06.2011г. на обращение ФИО1, в котором указано, что 23 июня 2011г. работниками канцелярии прокуратуры района ФИО1 было предложено ознакомиться с материалами проверок, находящимися в надзорном производстве , однако он отказался знакомиться с предложенными документами. В связи с чем оснований для применения мер дисциплинарного воздействия к работникам канцелярии не имеется, поскольку их действия носили правомерный характер. ФИО1 повторно разъяснено, что он вправе знакомиться с материалами проверок по его обращениям.

Помощник прокурора Ленинского района г.Астрахани ФИО8 в судебном заседании пояснила, что 23.06.2011г. ФИО1 работниками прокуратуры Ленинского района г.Астрахани было разъяснено с какими именно документами он может ознакомиться, поскольку он может ознакомиться и снять копии только с тех документов которые затрагивают его права. С определенными документами в ознакомлении ему было отказано, поскольку они затрагивают права и интересы других лиц, что было разъяснено ФИО1         

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.                

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.1, 3 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Согласно п.1.1 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007г. № 200 (в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010г. № 113) инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.5 Инструкции жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006г. № 59-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Пунктом 67.2 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 22.09.2006г. № 750, (в ред. Приказов МВД РФ от 27.08.2010г. № 626) гражданин, обращение которого рассматривается в подразделении системы МВД России, имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. В этом случае подразделение системы МВД России вправе мотивированно отказать гражданину в ознакомлении с материалами по разрешению его обращения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства прокуратурой Ленинского района г.Астрахани на обращение и жалобу ФИО1 от 23.06.2011г. был дан мотивированный ответ, что подтверждается письмом заместителя прокурора Ленинского района г.Астрахани от 28.06.2011г. на обращение ФИО1, согласно которому ему было предложено ознакомиться материалами проверок, находящимися в надзорном производстве , однако он отказался знакомиться с предложенными документами.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что работники прокуратуры препятствуют ему в ознакомлении с материалами проверок, снятии фотокопий, не нашли своего подтверждения.

Работниками прокуратуры было предложено ФИО1 ознакомиться с материалами и снять фотокопии с материалов с учетом требований, установленных статьей 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и пунктом 67.2 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, согласно которым ФИО1 вправе ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Следовательно, прокуратура Ленинского района г.Астрахани не нарушила права ФИО1

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что жалоба ФИО1 по факту отказа прокуратуры Ленинского района г. Астрахани в предоставлении гражданину информации, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 254-258 ГПК РФ суд,

Решил:

В удовлетворении жалобы ФИО1 по факту отказа прокуратуры Ленинского района г. Астрахани в предоставлении гражданину информации, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Астраханский областной суд.

Судья                                                                                           Г.А.Асламбекова