о возмещении вреда



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

16 сентября 2011 года                                                  г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Брякиной А.А.,

при секретаре     Ульбиеве И.Р..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калиманова В.Г. к администрации ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о возмещении морального и материального вреда, суд

У С Т А Н О В И Л:

Калиманов В.Г. обратился в суд с иском к администрации ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о возмещении морального и материального вреда, в обоснование своих исковых требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ Калиманов В.Г. содержится в ФБУ ИК- УФСИН РФ по АО. После прохождения карантина истец был распределен в отряд и трудоустроен в промышленную зону в швейный цех в бригаду . Цех производил рабочие рукавицы и детские матрацы. За все время отбывания наказания истец не имел ни одного замечания или взыскания за недобросовестное отношение к труду, однако в начале ДД.ММ.ГГГГ года администрация ФБУ ИК- УФСИН РФ по АО уволила истца с работы без объяснения причин и материальных выплат.

Согласно контрольной карты лицевого счета заключенного на право безналичного расчета на счет осужденного Калиманова В.Г. в нижеуказанные числа были сделаны следующие денежные начисления в счет заработной платы: ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рубль; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты> рублей.

В соответствии со вступившими в законную силу изменениями от 01.01.2005 года в ФЗ № 82 от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда», минимальные начисления на лицевой счет Калиманова В.Г., по его утверждению, должны были составлять: за ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты> рублей, а за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей.

О том, что установленные администрацией Исправительного Учреждения нормы выработки истцом выполнялись в полном объеме, говорит отсутствие к истцу каких-либо замечаний, взысканий за недобросовестное отношение к труду или прогулы работы. Эти же обстоятельства, по мнению истца, говорят о незаконности и необоснованности увольнения истца с работы без объяснения причин увольнения, без ознакомления осужденного с решением об увольнении, без предоставления возможности обжаловать решение об увольнении.

На основании вышеизложенного истец просит суд: признать незаконными действия администрации ФБУ ИК- УФСИН РФ по <адрес>, в части: не оформления с осужденным Калимановым В.Г. трудового договора в письменном виде в течении 3 суток с момента допуска осужденного к работе; незаконного отказа администрации засчитать время привлечения осужденного Калиманова В.Г. к оплачиваемому труду в общий рабочий стаж; выплаты осужденному заработной платы в размере ниже установленного уголовно-исполнительным и трудовым законодательством РФ минимума; не перечисление взносов в фонд Медицинского и Пенсионного страхования; незаконного увольнения осужденного; Взыскать с администрации ФБУ ИК- УФСИН РФ по <адрес> в пользу Калиманова В.Г. компенсацию материального вреда в размере 25 процентов от заработной платы равной 1 минимальному размеру труда на время рассмотрения дела судом, т.е. 4300 рублей в месяц, а в итоге за 6 месяцев работы сумму в <данные изъяты> рублей; С указанной суммы вычисть средства в размере <данные изъяты> рублей, выплаченные осужденному Калиманову В.Г. в качестве заработной платы в мае, июне, ДД.ММ.ГГГГ года, а всего - <данные изъяты> рублей; Взыскать с администрации ФБУ ИК- УФСИН РФ по <адрес> в пользу Калиманова В.Г. компенсацию материального вреда в размере 25 процентов от заработной платы равной 1 минимальному размеру оплаты труда на время рассмотрения дела судом, т.е. 4300 рублей, а в итоге за период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года сумму в размере <данные изъяты> рублей; Взыскать с администрации ФБУ ИК- УФСИН РФ по <адрес> в пользу Калиманова В.Г. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец, Калиманов В.Г., в судебное заседание не явился, содержится в учреждении ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес>, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, поэтому суд, с согласия представителя ответчика, определил, рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика администрации ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать полностью, так же ФИО1, указал, что истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд с настоящим иском, в связи с чем также просил отказать Калиманову В.Г. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в АО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причины неявки в суд не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, поэтому суд, с согласия представителя ответчика, определил, рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица Государственной инспекции труда в АО.

Выслушав представителя ответчика администрации ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 45,46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 151, 1100, 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда осуществляется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Статья 237, 394 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного этими действиями. Размер компенсации определяется судом.

Как установлено в судебном заседании, осужденный Калиманов В.Г. прибыл в ФБУ ИК- УФСИН РФ по АО - ДД.ММ.ГГГГ. Пройдя адаптационный период, после карантина был распределен в отряд № с обычными условиями содержания. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в швейный участок швейником-мотористом. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ был отчислен с должности - ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются как пояснениями представителя ответчика, так и письменными доказательствами: справкой ФКУ ИК- УФСИН РФ по АО от ДД.ММ.ГГГГ, характеристикой от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, согласно представленных справок ФКУ ИК- УФСИН РФ по АО от ДД.ММ.ГГГГ приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в архивах не сохранились, по причине того, что срок хранения приказов составляет 5 лет.

Согласно представленной справки ФКУ ИК- УФСИН РФ по АО от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата осужденного Калиманова В.Г.за ДД.ММ.ГГГГ года составила: в ДД.ММ.ГГГГ за 20 рабочих дней Калиманову В.Г. было начислено <данные изъяты> рублей, из них удержано <данные изъяты> рублей за питание, <данные изъяты> рублей вещевое довольствие, на лицевой счет было начислено <данные изъяты> рубль; в июне за 21 рабочий день Калиманову В.Г. было начислено <данные изъяты> рублей, из них удержано <данные изъяты> рублей за питание, на лицевой счет было начислено <данные изъяты> рублей; в ДД.ММ.ГГГГ за 23 рабочих дня Калиманову В.Г. было начислено <данные изъяты> рублей, из них удержано, <данные изъяты> рублей за подоходный налог, <данные изъяты> рублей за питание, <данные изъяты> рублей вещевое довольствие, на лицевой счет было начислено <данные изъяты> рублей; в ДД.ММ.ГГГГ за 21 рабочий день Калиманову В.Г. было начислено <данные изъяты> рублей, из них удержано <данные изъяты> рублей за питание, на лицевой счет было начислено <данные изъяты> рублей; в ноябре за 21 рабочий день Калиманову В.Г. было начислено <данные изъяты> рублей, из них удержано <данные изъяты> рублей за питание, на лицевой счет было начислено <данные изъяты> рублей; в декабре за 22 рабочих дня Калиманову В.Г. было начислено <данные изъяты> рублей, из них удержано <данные изъяты> рублей за питание, <данные изъяты> рублей в счет погашения иска, на лицевой счет было начислено <данные изъяты> рублей. Данные обстоятельства также подтверждаются карточкой учета рабочего времени осужденного Калиманова В.Г.

Согласно справки ФКУ ИК- УФСИН РФ по АО от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Калиманов В.Г. поощрений не имеет. В свою очередь за ДД.ММ.ГГГГ год имеет следующие взыскания: ДД.ММ.ГГГГ выразил недовольство режимом содержания - наказание 3 суток в ШИЗО; ДД.ММ.ГГГГ отказался выйти в жилую зону - наказание 15 суток в ШИЗО; ДД.ММ.ГГГГ пробил сквозное отверстие в стене камеры - наказание 15 суток в ШИЗО; ДД.ММ.ГГГГ совершил акт членовредительства - наказание выговор н/к.

Как установлено судом и подтверждается пояснениями представителя ответчика, все начисления по заработной плате Калиманова В.Г. производились в соответствие с действовавшим законодательством. Вместе с тем, согласно представленной характеристики на осужденного Калиманова В.Г., последний не регулярно посещал мероприятия воспитательного характера, на беседы индивидуально-воспитательного характера реагировал отрицательно. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ был признан злостным нарушителем УПОН и ДД.ММ.ГГГГ был переведен из обычных, в строгие условия отбывания наказания.

Согласно ст. 103, 104, 105 Уголовно - исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные. С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

В силу ст. 107 Уголовно - исполнительного кодекса РФ, из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

В силу ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В силу ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Таким образом, судом установлено, что истец - осужденный Калиманов В.Г. был привлечен Администрацией исправительного учреждения к труду в соответствии с Уголовно - исполнительным кодексом РФ.

Также судом установлено, что истцом пропущен срок исковой давности обращения с настоящим исковым заявлением в суд и доказательств уважительности причин пропуска указанного срока суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Калиманова В.Г. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Калиманова В.Г. к администрации ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действия администрации ФБУ ИК- УФСИН РФ по <адрес>, возмещении морального и материального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение, в течение 10 дней.

СУДЬЯ                            А.А. БРЯКИНА