ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 октября июля 2011 года г. Астрахань Ленинский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего - судьи Корневой Н.И. с участием помощника прокурора г. Астрахани Ивашиненко Н.Н. при секретаре Симоновой И..В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Астрахани к МО «Город Астрахань», ООО «Прогресс - Строй» в интересах неопределенного круга лиц об устранении препятствий в пользовании дорогой общего назначения, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Астрахани обратился в суд с по иском в интересах неопределенного круга лиц к МО «Город Астрахань», ООО «Прогресс - Строй» об устранении препятствий в пользовании дорогой общего назначения. В обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что земельный участок предоставлен ООО «Прогресс-Строй» сроком на 4 года на основании заявления от 16.09.2008 в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, решения Городской Думы МО «Город Астрахань» от 28 августа 2008 года № 109 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории МО «Город Астрахань». В настоящее время земельный участок используется для эксплуатации платной автоматизированной (неохраняемой) парковки автотранспорта. В соответствии с описанием схемы организации дорожного движения по пл. Привокзальной, утвержденной распоряжением администрации города Астрахани от 31.12.2010 № 1117-р, зона въезда на площадь с ул. Победы представляет собой организацию трех полосного движения с островками автоматизированной парковочной системы. На выезде с площади по ул. А. Барбюса организовано четырех полосное движение транспорта с островками автоматизированной парковочной системы. Автомобильное движение по площади организовано при помощи технических средств организации дорожного движения, таких, как знаки дорожного движения в количестве 103 шт., а также при помощи горизонтальной дорожной разметки для разделения транспортных потоков, обозначения мест, где запрещена остановка и стоянка транспортных средств, обозначения стоп-линий и т.д. На проезжей части улиц Победы, А. Барбюса в районе железнодорожного вокзала и автовокзала, по кругу движения на площади вдоль железнодорожного вокзала установлены знаки дорожного движения, в том числе, 3.27 «Остановка запрещена» и другие. Таким образом, земельный участок, предоставленный ООО «Прогресс-Строй» и используемый в качестве платной парковки является автомобильной дорогой и единственным местом проезда к железнодорожному вокзалу. Однако, ООО «Прогресс-Строй» на въезде и выезде установлены шлагбаумы, ограничивающие проезд по дороге общего пользования, ведущей к железнодорожному вокзалу. Наличие указанного ограждения создает препятствия для свободного проезда к объекту общего пользования (вокзалу) и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Вместе с тем, при предоставлении администрацией города Астрахани земельного участка для размещения парковки не учтены интересы неопределенного круга лиц, допущены нарушения федерального законодательства и прав граждан. По смыслу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, являются земельными участками общего пользования. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе, его безопасности, являются цементами обустройства автомобильных дорог. Согласно ч. 11 ст. 5 Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч.3 ст. 5). К автомобильным дорогам не общего пользования часть 4 статьи 5 относит автомобильные дороги, которые используются исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. При этом, в данной норме определено, что речь идет об автомобильных дорогах, находящихся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ Р 52289-2004», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст дорожные знаки предназначены для участников дорожного движения. В соответствии с п. 5.1.3 Правил, их действие распространяется на проезжую часть, обочину, велосипедную или пешеходную дорожки, у которых или над которыми они установлены. Земельный участок от улицы Победы через привокзальную площадь до улицы Анри Барбюса предназначен для движения автотранспорта, является единственным проездом к железнодорожному вокзалу, оборудован элементами обустройства дороги (дорожными знаками, разметкой), отвечает всем признакам автомобильной дороги и является общедоступным, как и сам вокзал, что означает право каждого пребывать на любой его части, а, следовательно, требовать от других освобождения проезда. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим ^Федеральным законом. Обозначенный участок автомобильной дороги, используемый ООО «Прогресс-Строй» в качестве платной стоянки, не признан платным в установленном законом порядке, в отношении него не принято решений о введении ограничения или прекращения движения. Вместе с тем, доступ к вокзалу со стороны ул. Победы на автотранспорте возможен только через территорию платной парковки, бесплатное пребывание автотранспорта на которой ограничено. В соответствии с положением о платной автоматизированной (неохраняемой) парковке автотранспорта на территории по адресу: г. Астрахань, Привокзальная площадь, утвержденной приказом генерального директора 000 «Прогресс-Строй», въезд на ее территорию производится с помощью специальных билетов (п. 3.3), получение билета и въезд на парковку является предложением (офертой) заключить договор оказания услуг парковки. Время для принятия решения о заключении/не заключении договора составляет 15 минут с момента получения билета, размещение (оставление) транспортного средства по платной парковке более 15 минут считается принятием (акцептом) предложения (оферты). Лица, не желающие заключать договор оказания услуг парковки, вправе воспользоваться любым предназначенным для бесплатной парковки местом, находящимся вне территории платной парковки. Ближайшие места бесплатной парковки должны быть указаны в правилах пользования платной парковкой (п. 3.5.2). Однако, в правилах пользования платной парковкой указание на расположение ближайших мест бесплатной парковки отсутствует. Бесплатных мест парковки и стоянки автотранспортных средств в районе железнодорожного вокзала не имеется, что подтверждается знаками дорожного движения 3.27 «Остановка запрещена», установленными в соответствии со схемой расположения технических средств организации дорожного движения по ул. Победы и ул. А. Барбюса. Кроме того, в связи с организацией платной парковки ограничен доступ к вокзалу и на привокзальную площадь ряду транспортных средств. В соответствии с п. 3.9 правил на территорию платной парковки запрещен доступ транспортных средств, максимальные габариты которых превышают 2,5 м по ширине, велосипедов, мототранспортных средств мопедов, мотоциклов и т.п.) транспортных средств с прицепами и др. Вместе с тем, согласно Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, велосипед, мопед, мотоцикл относятся к транспортным средствам, а лицо, ими управляющее, является участником дорожного движения. Альтернативный подъезд к железнодорожному вокзалу, а также места :е: платной стоянки автотранспорта не определены. Проезд к железнодорожному вокзалу через территорию платной парковки является вынужденным. Действия по ограничению доступа автотранспорта к вокзалу являются незаконными, нарушающими права граждан. В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Согласно пункту 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу части 2 и подпункта 1 части 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления устанавливается публичный сервитут. Могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок. Имеющаяся организация парковки на Привокзальной площади, препятствующая свободному проезду транспортных средств и их стоянке на земельном участке, свидетельствуют о невозможности обеспечить нужды граждан иным образом, кроме как через установление сервитута на земельный участок. Согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлению публичного сервитута должны предшествовать общественные слушания, которые обеспечивают соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка. Таким образом, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом (Постановление ФАС вентрального округа от 15.02.2010 по делу N А14-7534-2009/148/30). С учетом изложенного, перед принятием решения о предоставлении земельного участка для размещения платной парковки органу местного самоуправления необходимо было решить вопрос об установлении публичного сервитута на часть земельного участка. При таких обстоятельствах, ООО «Прогресс-Строй» своими действиями по установлению шлагбаумов, ограничивающих свободный доступ к вокзалу, а также администрация города Астрахани - по не установлению публичного сервитута для проезда к вокзалу, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, имеющих право свободного и бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования. В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования и, ссылаясь на п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, который дает определение парковки как «парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью, автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги. собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения. В связи с изложенным, просит обязать ООО «Прогресс-Строй» и Администрацию города Астрахани устранить препятствия в пользовании дорогой общего пользования. В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Ивашиненко Н.Н. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, обязать ООО «Прогресс-Строй» и администрацию города Астрахани устранить препятствия в пользовании дорогой общего пользования. Представитель ООО «Прогресс-Строй» возражал против удовлетворения иска прокурора, просил производство по делу прекратить, так как данный спор является экономическим, связан с осуществлением предпринимательской деятельностью юридического лица и подлежит рассмотрению арбитражным судом. Представитель Администрации города Астрахани возражал против удовлетворения иска прокурора, заявленное ходатайство о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью рассмотрения данного спора оставляет на усмотрение суда. Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему Из требований ст.45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ одним из таких оснований является предъявление заявления в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право, в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Поскольку прокурор не обосновал законность предъявления заявления в суд в защиту неопределенного круга лиц. Доводы, изложенные в требованиях прокурора, не содержат подтверждения нарушений каких-либо свобод, законных интересов и прав неопределенного круга лиц действиями ответчиков. Прокурор не оспаривает законность действий ответчиков о порядке предоставления земельного участка на условиях аренды для целей не связанных со строительством, в частности, использование земельного участка для эксплуатации платной автоматизированной неохраняемой парковки, указывает на соблюдение ответчиками процедуры предоставления земли в аренду на определенный срок - 4 года. Требования прокурора о нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в судебном заседании ничем не подтверждены. В судебном заседании установлено, что Постановлением от 01 ноября 2010 года ООО «Прогресс-Строй» предоставлен земельный участок на пл. Вокзальная в Ленинском районе для размещения и эксплуатации парковки автотранспортных средств площадью 20270 кв.м. Процедура согласования ООО « Прогресс-Строй» по реконструкции Привокзальной площади в городе Астрахани не завершена, согласно заключению по рабочей документации «Реконструкция Привокзальной площади в городе Астрахани УВД по АО УГИ Безопасности дорожного движения от 12 ноября 2011года. Приказом № 7 от 10 октября 2011 года руководителя ООО «Прогресс-Строй» установлены тарифы за парковку транспортных средств вне зависимости от времени парковки. Продолжительность бесплатной парковки - 10 минут, в зависимости от продолжительности парковки изменяется ее стоимость. Действиями ответчика ООО «Прогресс-Строй» были бы затронуты интересы неопределенного круга лиц, если бы отсутствовало право граждан на пользование парковкой бесплатно продолжительностью в 10 минут, отсутствовала возможность граждан подъехать к железнодорожному вокзалу с других существующих подъездов и воспользоваться своим правом и сделать альтернативный выбор. Суд, оценивая представленные доказательства по делу, выслушав доводы сторон, рассмотрев ходатайство представителей ответчиков, приходит к выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по ст.220 ГПК РФ, так как в поданном заявлении прокурором не оспариваются акты, которые затрагивают права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, и в судебном заседании не нашли своего подтверждения обстоятельства, указывающие на нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Оснований для прекращения производства по делу в связи с не подведомственностью данного спора у суда не имеется, поэтому оснований для удовлетворения ходатайства представителей ответчиков не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ст. 220, 224 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по гражданскому делу по иску исковому заявлению прокурора г. Астрахани к МО «Город Астрахань», ООО «Прогресс-Строй» об устранении препятствий в пользовании дорогой общего назначения - прекратить. На определение может быть подана частная жалоба в Астраханский областной суд в течение десяти дней. Определение оглашено в 17.00час. 14.10.2011г. Судья Корнева Н.И.