решение о понуждении назначения пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года                                                                                       г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Суханбердиевой А.Н.

при секретаре Якуповой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой М.П. к УПФ о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на льготную пенсию, обязании назначения пенсии,

у с т а н о в и л:

Денисова М.П. обратилась в суд с иском к УПФ о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на льготную пенсию, обязании назначения пенсии, указав, что дата обезличена обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии по старости, так как педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, составляет более 25 лет.

Истец работал в Школе-интернате (впоследствии учебное заведение неоднократно реорганизовывалось с изменением названия, на следующих должностях: с дата обезличена по дата обезличена <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена <данные изъяты>; с дата обезличена по настоящее время <данные изъяты>, что в общей сложности составляет более 25 лет.

Истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости поскольку специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, составляет 25 лет, а у истца по мнению ответчика на дату обращения специальный стаж составляет <данные изъяты>.

Считает действия УПФ , выразившиеся в отказе назначения досрочной пенсии по старости в связи с наличием 25-летнего стажа педагогической деятельности, неправомерными и нарушающими право на досрочное пенсионное обеспечение и просит признать действия УПФ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерными.

Обязать     УПФ включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию,периоды работы: с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования: просил назначить пенсию с дата обезличена

В судебном заседании истец Денисова М.П. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Ванина И.А. с заявленными требованиями не согласился, просили в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что 15.04.2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с решением от дата обезличена УПФ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Специальный стаж на дату обращения составляет <данные изъяты>. Период работы с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> не был включен в подсчет специального стажа. Согласно ПисьмуПравления ПФР № ЛЧ-25-24/9044 от 25.08.2010 «О включении периода работы в должности <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью» период работы в должности <данные изъяты> быть включен в подсчет специального стажа, еслипериод работы в данной должности имел место до дата обезличена и условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дата обезличена Денисова М.П. не выработала 2/3 стажа на работах в учреждениях, организациях идолжностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу. Периоды работы с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности учителя <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> не были включены в подсчет специального стажа, так как учреждения <данные изъяты> и «<данные изъяты> не поименованы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 №463 и Списком     должностей     и     учреждений,     работа     в     которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии с пунктом 23 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.l990 г. № 369/16-52 в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций.

Согласно приложения №1- Примерного перечня документов на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже, Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности предоставленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке, доходе страховых лиц в системе государственного пенсионного страхования, Утвержденных Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002г № 11 документами, подтверждающими достоверные сведения о трудовом стаже являются трудовые книжки, личные карточки формы Т-2, приказы (о приеме на работу, о переводе, увольнении), лицевые счета работников.

В соответствии с копией трудовой книжки Денисова М.П. дата обезличена года рождения дата обезличена зачислена на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>, дата обезличена переведена на должность <данные изъяты>, дата обезличена <данные изъяты> реорганизована в <данные изъяты>, дата обезличена переведена на должность <данные изъяты>,дата обезличена реорганизован вышеуказанный <данные изъяты>, дата обезличена переименован <данные изъяты> в <данные изъяты>, дата обезличена переведена на должность <данные изъяты>, дата обезличена уволена в порядке перевода п.5 ст.77 ТК РФ, дата обезличена принята в порядке перевода <данные изъяты>, дата обезличена уволена в порядке перевода п.5 ст.77 ТК РФ,27.08.2009 года принята на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время.

Из справки выданной ОГОУ от дата обезличена, следует, что истец осуществляет педагогическую деятельность в ОГОУ (приказ от дата обезличена) в должности <данные изъяты>.

С дата обезличена (приказ от дата обезличена) работает в должности <данные изъяты> в ОГОУ по настоящее время.

Вышеуказанная должность относится к списку должностей в учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781).

Согласно справок уточняющих характер работы от дата обезличена, выданных ОГОУ, следует, что Денисова М.П. работала в ОГОУ с дата обезличена(приказ зачисления от дата обезличена) по дата обезличена (приказ увольнения от дата обезличена ( перевод) приказ ОблОНО от дата обезличена) в должности <данные изъяты>, с дата обезличена ( приказ зачисления от дата обезличена) по дата обезличена (приказ увольнения -к от дата обезличена) в должности <данные изъяты>. За указанные учебные годы выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. С дата обезличена работает на 1,0 ставки.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Спискомпрофессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.

В период работы истца с дата обезличена по дата обезличена действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г., в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Таким образом, истец была вправе рассчитывать на то, что период работы в должности пионервожатой будет включен в ее специальный стаж.

Согласно п. 4 указанного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период времени с дата обезличена по дата обезличена истец работала <данные изъяты> в <данные изъяты>.

При этом на день обращения в пенсионный орган за назначением пенсии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с упомянутым Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала ей как работнику просвещения право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в ПостановленииПленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из справки от дата обезличена в дата обезличена года было образовано <данные изъяты>».Постановлением Совета министров СССР от 01.12.1977 года № 1040 учреждение было переименовано в <данные изъяты>. Решением Облисполкома от дата обезличена школу-интернат переименовали в <данные изъяты>. При этом фактически учреждение выполняло функции учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента образования Астраханской области № 225 от 01.08.1996 года учреждение было переименовано в <данные изъяты>. Позже в наименование было внесено уточнение в части указания на организационно-правовую форму и позже учреждение стало именоваться - ОГОУ (Приказ Министерства образования и науки Астраханской области № 1022 от 22.11.2005 года Распоряжение Министерства Имущественных и земельных отношений Астраханской обл. № 734 от 28.11.2005 г.). В настоящее время в соответствии с Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области №89 от 25.01.2008 г.. учреждение носит наименование - <данные изъяты> Целью и задачами данного детского учреждения являлось именно специальное образование для детей с отклонениями в развитии. Указанное специализированное детское учреждение всегда входило в действующие в конкретные периоды времени Списки учреждений, работа, в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

           В соответствии с определением Конституционного Суда РФ № 197-О от 18.06.2004 г. Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение.

    При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В силу ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, и в силу данного конституционного принципа различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В соответствии с требованиями ст.ст.17,18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, и они могут быть ограничены только законом.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

По смыслу положений Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на получение досрочной трудовой пенсии по старости законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.06.2004 года № 11-П "По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, что помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионные права лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях). Исходя из положений ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается в зависимости от вида деятельности, а нет от названия должности.

Доводы ответчика о том, что в спорные периоды работы, не включенные в специальный трудовой стаж, поскольку наименование <данные изъяты> и <данные изъяты> не поименованы Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным становлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 №463 и Списком     должностей     и     учреждений,     работа     в     которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, не отвечает вышеуказанным целям, следовательно, данное право не может быть ограничено.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет в наименование учреждений включены детские дома всех типов и наименований, дома ребенка, семейные детские дома       

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") в п. 1.3 поименованы следующие учреждения:. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; (детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с; отклонениями в развитии; детский дом-школа; детский дом семейного типа.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Денисовой М.П. в части включения в стаж периодов работы дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> подлежат удовлетворению, поскольку совокупностью добытых и исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе пенсионного дела, нашло подтверждение то обстоятельство, что в спорный период истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, занималась педагогической деятельностью, то есть выполняла образовательные и учебно-воспитательные функции в отношении детей, поскольку изменение наименования учреждения не меняет сути должностных обязанностей и характера педагогической деятельности истца, наименование учреждений не должно влиять на назначение пенсии, поскольку педагогическая пенсия назначается досрочно в зависимости от деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми она состояла в трудовых отношениях.

Суд считает, что исковые требования истца в части признания незаконным решения УПФ от отказе в назначении досрочной пенсии по старости заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку отказ УПФ включить период работы с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> для назначения досрочной трудовой пенсии по указанным выше основаниям нарушает права Денисовой М.П. по сравнению с такими же работниками учреждений, связанных с педагогической деятельностью, выполняющими аналогичные трудовые функции по такой же специальности, квалификации.

В соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока; если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.2 ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что Денисова М.П. на день обращения к ответчику дата обезличена не менее 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи, с чем приобрела право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.198,199 ГПК РФ,

Р е ш и л:

      Исковые требовании Денисовой М.П. к УПФ о признании незаконным решения, включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на льготную пенсию, обязании назначения пенсии, удовлетворить.

Признать действия УПФ в части отказа Денисовой М.П. в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерными.

Обязать     УПФ включить в стаж Денисовой М.П., дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы: с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>дата обезличена по дата обезличена, с дата обезличена по дата обезличена, дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>; с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>, с дата обезличена по дата обезличена в должности <данные изъяты>

Назначить Денисовой М.П. пенсию с момента обращения в УПФ , то есть с дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней через районный суд, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате в единственном экземпляре

Судья         А.Н.Суханбердиева

            Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2011 года.

            Судья         А.Н.Суханбердиева