решение о признании протокола недействительным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года                        г. Астрахань           

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи     Асламбековой Г.А.

при секретаре Сгибневой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к гаражному кооперативу «Дружба» о признании протокола общего собрания незаконным,

установил:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к гаражному кооперативу «Дружба» о признании протокола общего собрания незаконным, указав, что ФИО1 являлся членом гаражного кооператива «Дружба» по адресу <адрес> «а» и ему принадлежал гаражный бокс , что подтверждается членской книжкой и приложением к постановлению администрации Ленинского района г.Астрахани № 97 от 27.01.1999г. ФИО1 умер 04.04.2007г. ФИО2 является наследником умершего ФИО1, истец наследство приняла. В мае 2011г. истец обратилась к председателю ГК «Дружба» с заявлением о выдаче документов для оформления гаража, ей сообщили что на основании протокола общего собрания ГК «Дружба» от 12.09.2004г. ФИО1 был исключен из членов гаражного кооператива «Дружба». Истцу была предоставлена копия протокола от 12.09.2004г. и уведомление о вручении заказного письма, полученного 20.09.2004г. Кроме того, председатель предоставил документы о том, что указанным гаражом владеют другие лица. Однако истцу не было известно о проведении общего собрания ГК «Дружба», протокол они не получали. Истец считает, что решение общего собрания «Дружба» от 12.09.2004г. является незаконным по следующим основаниям: в соответствии с п. 4.2.1 Устава ГК «Дружба» общее собрание правомочно, если на заседании присутствуют более 3/4 членов кооператива». Согласно протокола общего собрания от 12.09.2004г. членов кооператива - 93 человека, присутствовало - 28 человек, т.е. собрание было правомочно. Кроме того, уведомления о проведении общего собрания с повесткой дня ФИО1 не получал. Как следует из протокола ФИО1 был исключен из членов ГК за многолетнее нарушение Устава кооператива и неуплату членских взносов. ФИО1 с 1999г. является членом гаражного кооператива, паевый взнос в сумме 1 725 руб. им выплачен. В протоколе не указано за какой период им не выплачивались взносы. О существовании протокола общего собрания членов гаражного кооператива истцу стало известно лишь в мае 2011г. Истец просит суд признать протокол общего собрания гаражного кооператива «Дружба» от 12.09.2004г. незаконным.     

В судебном заседании представитель истца ФИО2 - ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании председатель ГК «Дружба» ФИО6, представители ГК «Дружба» ФИО7, ФИО8, возражали против удовлетворения иска, просили отказать в их удовлетворении, просили применить срок исковой давности и отказать, в том числе в связи с пропуском исковой давности.

Третье лицо ФИО13 в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда.

Третьи лица Ли В.Ю., ФИО3 в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании пояснили, что в настоящее время собственниками гаража не являются.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 являлся членом гаражного кооператива «Дружба» и ему принадлежал гаражный бокс , что подтверждается копией платежной карты владельца гаража и списком членов гаражного кооператива «Дружба», согласно которым ФИО1 оплачивал взносы с 1996г., имеется запись: особые отметки - 13.06.1999г. 1725. 04.04.2007г. ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти.

Наследником к имуществу ФИО1 является его дочь ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о праве на наследство по закону от 26.07.2011г., согласно которому она является собственником автомобиля <данные изъяты>, номерной знак АСП, указанный автомобиль принадлежит наследодателю ФИО1          

Как следует из пояснений представителя истца ФИО5, о том, что отец ФИО2 - ФИО1 был исключен из членов гаражного кооператива «Дружба» ей стало известно в мае 2011г., ФИО14 не было известно ничего о проведении общего собрания членов ГК «Дружба».

В материалах дела имеется протокол общего собрания членов Гаражного кооператива «Дружба» от 12.09.2004г., в котором указано, что одной из повесток собрания являлось исключение членов ГК (бокс ), имеется запись о том, что собрание постановило: письменно с уведомлением по почте оповестить членов гаражного кооператива (в том числе ФИО1) о погашении долга, в случае неуплаты членских взносов в течение месяца исключить членов ГК автоматически: ФИО1 бокс .

Гаражный кооператив «Дружба» был организован 01.11.1976г. на основании Решения Ленинского районного совета депутатов трудящихся Исполнительного комитета.

Согласно п.1 Устава ГК «Дружба», утвержденного постановлением администрации Ленинского района г.Астрахани от 27.01.1999г. , ГК «Дружба» организован из числа граждан владельцев личного легкового автотранспорта с целью размещения на земельном участке гаражей для хранения, технической эксплуатации и ремонта автомобилей.

Пунктом 1 главы IV Устава предусмотрено, что органами управления Кооперативом осуществляют Общее собрание его членов, правлении и председатель кооператива.

Пунктом 2 данной главы предусмотрено, что Общее собрание членов кооператива: утверждает представленный правлением список вновь принятых членов и список исключенных из кооператива граждан; утверждает размеры постоянных и единовременных взносов на благоустройство и эксплуатацию гаражей; по ходатайству правления решает вопрос о мерах воздействия на членов кооператива, систематически нарушающих настоящий Устав. Общее собрание признается состоявшимся при участи в нем не менее 25 % общего списочного состава членов кооператива или иных доверенных лиц.      

15.06.2010г. Общим собранием членов гаражного кооператива «Дружба» был утвержден Устав ГК «Дружба».

В соответствии с п. 4.2 Устава общее собрание является высшим органом управления кооператива. Очередное Общее собрание созывается Правлением не реже одного раза в год. О дате, месте, времени проведения и повестке дня Общего собрания Правление уведомляет членов Кооператива не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания.

ФИО1 не получал извещения, либо уведомления о проведении Общего собрания на котором повесткой дня являлся вопрос об исключении из членов ГК «Дружба» ФИО1

В материалах дела имеется почтовое уведомление о том, что ФИО1 был вручен конверт 20.09.2004г., направленный председателем ГК «Дружба» ФИО9

Однако, в нарушение ст. 56 ГПК РФ представители ответчика ГК «Дружба» не представили в суд доказательства того, что ФИО1 20.09.2004г. был вручен именно протокол общего собрания, либо уведомление о необходимости погасить долг, копия письменного уведомления в суд не представлена.      

В связи с чем доводы представителей ответчика о том, что ФИО1 был уведомлен о проведенном общем собрании и необходимости выплатить долг по членским взносам перед кооперативом, суд считает несостоятельными.

В материалах дела имеется справка ГК «Дружба» от 16.10.2011г., в которой указано, что ФИО2 не являлась и в настоящее время не является членом гаражного кооператива «Дружба», расположенного по адресу <адрес> А.         

В настоящее время на основании договора купли-продажи от 28.06.2011г. собственником гаражного бокса по <адрес> в ГК «Дружба» является ФИО13, что подтверждается копией свидетельства о госрегистрации права собственности от 30.06.2011г.

Третье лицо ФИО13 в судебном заседании пояснил, что купил данный гараж. Гараж он не открывал, не пользовался им, ему сказали, что в гараже находятся вещи бывшего владельца.

В материалах дела имеется копия постановления УУМ МОБ ОМ № 2 УВД по г.Астрахани об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.07.2011г.

Как следует из текста данного постановления 19.07.2011г. в д/ч поступило сообщение о преступлении по факту заявлений ФИО10 и ФИО13. в ходе проведения проверки было установлено, что у ФИО10 умер отец, у него в собственности находится гараж бокс в ГК «Дружба» в мае 2011г. она с сестрой решила вступить в наследство, в связи с чем 19.07.2011г. приехала в ГК «Дружба» по <адрес> а, по приезду на место ФИО10 обнаружила чужой навесной замок. В ходе дальнейшего разбирательства председатель ГК «Дружба» пояснил, что ФИО1 общим собранием членов кооператива был исключен из членов ГК «Дружба», после чего данный гараж был приобретен в собственность ФИО13     

01.12.2011г. было проведено выездное судебное заседание по месту расположения гаражного бокса , в ходе данного судебного заседания было установлено, что в гараже находятся старые вещи, крыша обвалилась, имеются следы пожара, а также находится автомашина ГАЗ-24 с номерами 4976 АСП, ранее принадлежавшая ФИО1 Данный автомобиль в настоящее время принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону.         

Истец ФИО2 в выездном судебном заседании пояснила, что до настоящего времени она не имеет возможности попасть в гараж и пользоваться своим имуществом, в том числе данной автомашиной.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Деятельность кооперативов, как производственных, так и потребительских, регулировалась в СССР Законом от 26 мая 1988 года "О кооперации в СССР", однако по мере принятия законов об отдельных видах кооперативов указанный Закон в части, касающейся их деятельности, не применялся, в настоящее время в отношении потребительских кооперативов действует только статья 51 названного Закона, в котором говорится о видах кооперативов, в отношении которых специальные законы пока не приняты, к числу которых можно отнести и гаражный кооператив «Дружба».

В соответствии с ч.4 ст. 12 Закона СССР «О кооперации в СССР» № 898-XI от 26 мая 1988г. (в ред. Закона СССР от 07.03.91 N 2015-1) член кооператива может быть исключен из кооператива по решению его общего собрания в случаях, предусмотренных уставом. Исключение из членов кооператива может быть обжаловано в суд.

10.04.1996г. Государственной Думой был принят ФЗ «О производственных кооперативах» от 08.05.1996г. № 41-ФЗ.                 

В соответствии с ч. 2 ст. 28 ФЗ «О производственных кооперативах» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР "О кооперации в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 355; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 19, ст. 350; 1990, N 26, ст. 489; 1991, N 11, ст. 294; N 12, ст. 325) в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг.

Поскольку в данном судебном разбирательстве рассматривается спор, связанный с исключением ФИО1 из членов гаражного кооператива, что не относится к деятельности кооператива в сфере производства и услуг, следовательно данные правоотношения регулируются нормами, установленными Законом СССР «О кооперации в СССР».

В судебном заседании установлено, что исключение ФИО1 из членов гаражного кооператива «Дружба» было произведено на основании протокола общего собрания гаражного кооператива «Дружба» от 12.09.2004г., в связи с неуплатой взносов. Однако действующим законодательством на период исключения ФИО1 12.09.2004г. в связи с неуплатой членских взносов и Уставом ГК «Дружба», утвержденным 27.01.1999г., т.е. действовавшим в период исключения ФИО1 из ГК «Дружба», не предусмотрено исключение членов из кооператива ГК «Дружба», в связи с неуплатой членских взносов.

Кроме того, ФИО1 не присутствовал на данном собрании, не был извещен надлежащим образом о дне и месте проведения собрания. Копия протокола общего собрания не была вручена ФИО1 надлежащим образом. Заявлений об исключении из членов гаражного кооператива ФИО1 не подавал.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика ГК «Дружба» ФИО11, они не обращались в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по членским взносам.

В настоящее время гаражный бокс, принадлежавший ФИО1, зарегистрирован на праве собственности за ФИО13

Следовательно, ГК «Дружба» были нарушены права ФИО1, умершего, и его наследницы ФИО2

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

ФИО2 узнала о нарушении ее прав, а именно о том, что наследодателя ФИО1 исключили из членов ГК «Дружба» лишь в мае 2011г., т.е после того как она оформила свои наследственные права после смерти ФИО1

Следовательно, доводы представителей ответчика ГК «Дружба» о том, что истом пропущен срок исковой давности, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению, суд считает несостоятельными.

В суд с исковым заявлением об оспаривании протокола общего собрания членов ГК «Дружба» от 12.09.2004г. она обратилась 09.08.2011г. Следовательно, срок исковой давности истцом ФИО2 не пропущен.

12.09.2004г. на общем собрании членов Гаражного кооператива «Дружба» рассматривались иные вопросы, кроме исключения ФИО1, которые не затрагивают права и законные интересы ФИО1, что подтверждается протоколом общего собрания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования к гаражному кооперативу «Дружба» о признании протокола от 12 сентября 2004 г. гаражного кооператива «Дружба» незаконным, подлежат удовлетворению в части исключения из членов гаражного кооператива «Дружба» ФИО1.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО2 к гаражному кооперативу «Дружба» о признании протокола общего собрания незаконным, удовлетворить частично.

Признать протокол от 12 сентября 2004 г. гаражного кооператива «Дружба» в части исключения из членов гаражного кооператива «Дружба» ФИО1 незаконным

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Астраханский областной суд.

Судья:                                              Г.А. Асламбекова