о взыскании суммы



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Астрахань           19 декабря 2011 года

Ленинский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Апостолова К.В.,

при секретаре Осиповой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Управлению федерального казначейства по Астраханской области, Министерству социального развития и труда Астраханской области, отделу министерства социального развития и труда АО по Черноярскому району и отделу министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани об индексации денежной компенсации по возмещению вреда здоровью и взыскании сумм возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Управлению федерального казначейства по Астраханской области, Министерству социального развития и труда Астраханской области, отделу министерства социального развития и труда АО по Черноярскому району и отделу министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани, указав, что Они являются ликвидаторами последствий ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС, где находились в перио<адрес>.г., получив радиактивное облучение и впоследствии инвалидность: у ФИО1 2 группы у ФИО2 3 группы. Ответчики, в лице Министерства соцразвития и труда АО и их отделы по месту их (истцов) проживания, в нарушение действующего законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ по делам о возмещении вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС, неправильно произвели установление им размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, не учитывая их средний заработок на период признания их инвалидами ЧАЭС и не применяя тех коэффициентов индексации, на которые следовало увеличивать компенсацию возмещения вреда здоровью. Кроме того, до внесения изменений от дата обезличена в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», когда законодатель установил твердую денежную сумму ВВЗ для инвалидов, получавших менее <данные изъяты> руб. в дата обезличена., соответчики, введя их (истоц) в заблуждение, предложили дать согласие на выплату компенсации с дата обезличена. в твердой денежной сумме, хотя на тот период у ФИО1 сумма ВВЗ составляла уже <данные изъяты> руб., а ФИО2 необоснованно снизили до <данные изъяты> руб. Между тем, им неверно были установлены на дата обезличена. суммы возмещения вреда здоровью. Если исходить из имеющихся справок об их заработках, имеющихся в пенсионном деле, с учетом коэффициентов МРОТ, на которые до дата обезличена г., ответчики обязаны были индексировать ВВЗ, ежемесячная компенсация согласно их (истцов) расчетов составляла на январь дата обезличена г. у ФИО1 - <данные изъяты> руб., у ФИО2 - <данные изъяты> руб. С последующей индексацией на коэффициенты, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ с дата обезличена г. по настоящее время, согласно произведенного расчета у ФИО1 ежемесячная сумма ВВЗ на январь дата обезличена г. составляет <данные изъяты> руб., у ФИО2 - <данные изъяты> руб. Согласно расчета истцов с дата обезличена г. на дата обезличена ФИО1 не выплачено <данные изъяты> руб., ФИО2 - <данные изъяты> руб. Обоснованием для исчисления указанной суммы ВВЗ являются следующее: Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П разъяснено, что впервые обратившимся за возмещением вреда здоровью после изменений в законе от 12.02.2001г. инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти нетрудоспособным членам семьи, им не дано право выбора получать возмещение вреда в твердой денежной сумме или из заработка. В связи с тем, что они (истцы) получили инвалидность в дата обезличена г. и сразу же обратились за получением возмещения вреда, следовательно, согласно ст.2 ФЗ - №5 oт 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльское АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу названного Федерального Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячна денежная компенсация, предусмотренная п.25 (в настоящее время п. 15) ч.1 ст. 14 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумм» определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П указано, что при определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью, устанавливаемый в том же порядке, что и при исполнении работником трудовых обязанностей (средний заработок, индексация по росту коэффициентов МРОТ до 01.01.2001г.). Аналогичная практика исчисления размера компенсации ВВЗ содержится в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по делам данной категории, связанным с выплатой вреда здоровью инвалидам ЧАЭС ( Бюллетень ВС РФ №3 от 2009г. стр. 15-17), №10 от 2010г. стр. 13-14 ). Вопреки норм действующего законодательства они (истцы) незаконно ущемлены в праве на получение той денежной компенсации возмещения вреда здоровью, которую ответчик обязаны им выплачивать согласно их расчета. Просят суд взыскать с ответчика Министерства социального развития и труда Астраханской области в их пользу недоплату компенсации возмещения вреда здоровью, в пользу ФИО1- <данные изъяты> руб., в пользу ФИО2 - <данные изъяты> руб; обязать ответчиков отделы министерства соцразвития и труда по Трусовскому району г.Астрахани и Черноярскому району Астраханской области выплачивать с января дата обезличена. ФИО1 - <данные изъяты> руб. ежемесячно, ФИО2 - <данные изъяты> руб. ежемесячно, с последующей ежегодной индексацией в установленном законом порядке каждому истцу, возложить указанные выплаты по возмещению вреда здоровью на управление федерального казначейства по Астраханской области в пользу ФИО1 -<данные изъяты> руб., в пользу ФИО2 -<данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО4 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просил суд удовлетворить их.

Истец ФИО2 в судебном заседании не присутствовал, его представитель ФИО5 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить их

Представители ответчиков- Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Астраханской области, Министерства социального развития и труда Астраханской области, отдела министерства социального развития и труда АО по Черноярскому району и отдела министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани в судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.

Суд, в силу ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, с учетом мнения истцов (представителей), приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке заочного производства.

Рассмотрев исковые требования, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему выводу.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 01.12.1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 ФЗ от 24.11.1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объеме возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрены п. 13 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.11.1995 года № 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 названного Закона. Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2004 г. № 122-ФЗ в статью 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 07 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246 и от 21 марта 2007 года № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а в последствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, на основании вышеизложенного, индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.06.2004 года в размере 330 руб. (установленная законом 300 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 г. № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп. -коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп.- коэффициент 1, 09; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп. - коэффициент 1,08.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 05 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № И- П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Как установлено в судебном заседании, истцы, являются ликвидаторами последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации». При этом ФИО1 имеет 2 группу инвалидности, с причиной увечье, связанное с аварией на ЧАЭС, ФИО2 3 группу инвалидности с той же причиной.

Согласно расчета, представленного стороной истца, ответчиками ФИО1 и ФИО2 неверно установлены в дата обезличена г. суммы возмещения вреда здоровью. Согласно имеющихся справок об заработках, имеющихся в пенсионных делах, с учетом коэффициентов МРОТ, на которые до дата обезличена г., необходимо было индексировать выплаты по возмещению вреда здоровью, ежемесячная компенсация, должна составлять по состоянию на январь дата обезличена г. у ФИО1 - <данные изъяты> руб., у ФИО2 - <данные изъяты> руб. С учетом последующей индексации у ФИО1 ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью к январю дата обезличена г. должна составлять <данные изъяты> руб., у ФИО2 - <данные изъяты> руб.

Всего, согласно представленного стороной истца расчета, по состоянию на дата обезличена ФИО1 не выплачено <данные изъяты> руб., ФИО2 - <данные изъяты> руб.

По ходатайству стороны истца, судом назначена финансово-экономическая экспертиза, проведенная Астраханским филиалом ГУ «Волгоградская лаборатория судебной экспертизы».

Согласно заключения эксперта , на поставленный вопрос: какой средний заработок применялся для расчета при назначении ФИО1 и ФИО2 компенсации вреда здоровью в дата обезличена. и сколько на указанную дату составлял средний заработок для ФИО1 и ФИО2, дан ответ: При расчете компенсации ВВЗ ФИО1 применялся расчет среднего заработка из заработной платы за два месяца дата обезличена. (справка л/<адрес>), на дата обезличена составлял в сумме - <данные изъяты> руб., ФИО2 применялся средний заработок за август дата обезличена. - <данные изъяты> руб. (справка от дата обезличена), осовремененный средний заработок на дата обезличена составил в сумме <данные изъяты> руб.

На вопрос: какая сумма компенсации вреда здоровью составляла на дата обезличена для ФИО1 и ФИО2, и какую сумму должна была составлять, эксперт ответил, что сумма компенсации вреда здоровью на дата обезличена составляла: ФИО1 - <данные изъяты> руб., ФИО2 - <данные изъяты> руб., при этом указанная сумма компенсации вреда здоровью на указанную дату (дата обезличена) должна была составлять: ФИО1 - <данные изъяты> руб., ФИО2 - <данные изъяты> руб.

На поставленный вопрос: какую сумму компенсации ВЗ получает ФИО1 и ФИО2 в настоящее время, и какую сумму данная компенсация должна составлять, эксперт ответил, что компенсацию вреда здоровью настоящее время получает (из материалов пенсионного дела): ФИО1 - <данные изъяты> руб., должен получать - <данные изъяты> руб., ФИО2 получает <данные изъяты> руб., должен получать - <данные изъяты> руб.

На вопрос: какова общая сумма недоплат у истцов с периода первоначального назначения компенсации по дата обезличена., ответ эксперта сумма недоплат возмещения вреда здоровью составит: ФИО1 - <данные изъяты> руб., ФИО2 -<данные изъяты> руб.

В соответствии с ч.4 ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Давая оценку полученному заключению эксперта от дата обезличена, суд при вынесении решения принимает его как доказательство, в качестве средств обоснования своих выводов, поскольку оценивает его как объективное и достоверное. Данное заключение получено в полном соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ и в судебном заседании сторонами не опровергнуто.

Стороной ответчика, доказательств, опровергающих доводы истцов и полученной заключение эксперта, не представлено.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах, давая оценку всем исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска ФИО1 и ФИО2, в пределах заявленных истцами требований, поскольку суммы, определенные заключением эксперта, превышают требования истцов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 и ФИО2 к Управлению федерального казначейства по Астраханской области, Министерству социального развития и труда Астраханской области, отделу министерства социального развития и труда Астраханской области по Черноярскому району и отделу министерства социального развития и труда по Трусовскому району г.Астрахани об индексации денежной компенсации по возмещению вреда здоровью и взыскании сумм возмещения вреда здоровью - удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 недоплату компенсации возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 недоплату компенсации возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей.

Обязать отдел министерства социального развития и труда Астраханской области по Трусовскому району г.Астрахани с января дата обезличена г. выплачивать ФИО1 ежемесячно компенсацию вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей.

Обязать отдел министерства социального развития и труда Астраханской области по Черноярскому району с января дата обезличена г. выплачивать ФИО2 ежемесячно компенсацию вреду здоровья в размере - <данные изъяты> рублей.

На заочное решение ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения им копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента истечения срока подачи заявления об отмене заочного решения.

Судья         К.В.Апостолов