решение о прекращении права пользования помещением



Решение

Именем Российской Федерации

      

23 декабря 2011г.               г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Асламбековой Г.А.

при секретаре Сгибневой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением, указав, что он является основным нанимателем квартиры, расположенной по адресу <адрес>Г <адрес>. По данному адресу также зарегистрированы дети ФИО4, ФИО5, ФИО4, а также ответчик, которая по не проживает по указанному адресу. Данная квартира была предоставлена его отцу и членам его семьи в 1961г. После смерти отца основным квартиросъемщиком стал истец. 01 марта 2010г. брак между истцом и ответчиком был расторгнут, а с августа 2010г. ответчик по данному адресу не проживает. Ответчик создала новую семью, детей оставила на воспитание истцу.      

Истец просит суд признать ФИО2 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>Г <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска в полном объеме, просили отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица администрации г.Астрахани в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом, в суд поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому просит суд рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Суд, выслушав истца ФИО1, ответчика ФИО2 и ее представителя ФИО6, действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в квартире, расположенной по адресу <адрес>Г, <адрес> зарегистрированы истец ФИО1 (наниматель), а также его дети ФИО7, ФИО5, ФИО4, бывшая жена ФИО2, что подтверждается справкой ОАО «Первомайский судоремонтный завод» от 06.09.2011г.

Как следует из пояснений истца ФИО1 данная квартира была предоставлена его отцу в 1961г. После смерти отца истец стал основным квартиросъемщиком. Бывшая жена в настоящее время в квартире не проживает, по данному адресу он проживает вместе с детьми.

На основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес>, брак, заключенный между ФИО1 и ФИО2 был прекращен 16.03.2010г., что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака.

В материалах дела имеется договор социального найма жилого помещения от 26.02.2005г., согласно которому ОАО «Первомайский Судоремонтный завод» предоставил в пользование квартиру, расположенную по адресу <адрес>Г, <адрес> нанимателю ФИО1, а также членам его семьи жена ФИО2, сын ФИО7, сын ФИО5, дочь ФИО4

Согласно рапорту участкового уполномоченного ФИО2 по адресу <адрес>Г, <адрес> не проживает с августа 2010г.

Истец ФИО2 в судебном заседании пояснила, что после развода, она оплачивает алименты на содержание детей, дети остались проживать с отцом, поскольку квартира, которую она снимает недостаточна по площади для проживания в ней вместе с детьми, съехать из квартиры ее вынудил истец и 10.09.2010г. она переехала в съемную квартиру в связи со сложившимися неприязненными отношениями с истцом, проживать совместно было невозможно. Детям она помогает, забоится о них. Другого жилья у нее нет, в связи с чем она возражает против удовлетворения исковых требований.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» ФИО8 ранее в приватизации не участвовала, какой-либо объект недвижимости за ней на праве собственности не значится.

Ответчик ФИО2 в настоящее время работает в ГП Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» в должности кассира, что подтверждается справкой о доходах от 23.12.2011г., расчетными листками, согласно которым из заработной платы производятся удержания, в том числе по оплате алиментов на содержание детей.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 1 закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Согласно п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 173, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из содержания ч. 1 ст. 60 ЖК РФ следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

Согласно п.1.ч.1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда.

Правовой нормой предусматривается право нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) на одностороннее расторжение договора социального найма и определяется момент его расторжения.

Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это установление распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения. Следовательно, в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и отказа в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении него считается расторгнутым со дня выезда. При этом выехавшее из жилого помещения лицо утрачивает право на него, оставшиеся проживать в жилом помещении лица сохраняют все права и обязанности по договору социального найма.

В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании квартира по <адрес>Г, <адрес> предоставлена ответчику ФИО1 и его семье из 5 человек (бывшая жена ФИО2, сын ФИО7, сын ФИО5, дочь ФИО4), что подтверждается копией договора социального найма от 2005г.

Ответчик ФИО2 проживала в указанной квартире с момента заключения брака по сентябрь 2010г. В силу сложившихся семейных обстоятельств, развода, а также неприязненных отношений с истцом ответчик вынуждена была съехать из данной квартиры, и снимать другое жилье, которое по площади не позволяет забрать к себе несовершеннолетних детей. Следовательно, непроживание в квартире ФИО2 носит вынужденный характер. Ответчик ФИО2 какой-либо объект недвижимости на праве собственности не имеет, в течение 15 лет ответчик проживала в квартире вместе с истцом и их детьми единой семьей, ФИО2 принимает участие в оплате коммунальных услуг, что подтверждается квитанциями, договор социального найма в 2005г. на данную квартиру был заключен с истцом с учетом ответчика (его жены) и детей. В связи с чем суд приходит к выводу, что ответчик ФИО2 заявляет права на жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в иске ФИО1 к ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением, отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись                                            Г.А. Асламбекова