Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 года г.Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Д.В. Широковой
при секретаре судебного заседания Л.Н. Кадралиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "Ш.Б" к "К.О" о вселении и устранении препятствий в пользовании жилым помещением, взыскании судебных расходов, и по иску "К.О" к "Ш.Б" о прекращении права пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л :
Истец "Ш.Б" обратился в суд с иском к "К.О" о вселении и устранении препятствий в пользовании жилым помещением, указав, с учётом уточнения исковых требований, что с (дата) года состоит с ответчиком в гражданском браке, и проживает единой семьей с "К.О" по адресу: <адрес>.
В (дата) году ответчик приватизировала квартиру, в связи с чем истец и сын ответчика, будучи зарегистрированными в квартире, отказались от участия в приватизации. (дата), после очередного скандала с "К.О", вынужден был уйти из квартиры, ночевать у знакомых, ответчик сразу же сменила входную дверь, перестала пускать истца в дом. Какое-либо другое жилое помещение у "Ш.Б" отсутствует, средств на приобретение жилья не имеется, в связи с чем просит вселить его в <адрес> и устранить препятствия в пользовании жилым помещением, а так же взыскать судебные расходы в размере N за услуги, оказанные представителем.
В свою очередь "К.О" обратилась в суд с исковыми требованиями к "Ш.Б" о прекращении права пользования жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что является собственником <адрес>, ею в (дата) году зарегистрирован по вышеуказанному адресу "Ш.Б", по формальным основаниям, (дата) ответчик выехал в другое место жительства и перестал проживать в принадлежащей ей на праве собственности квартире, с ответчиком в браке не состоит, кроме того ответчик систематически нарушает её права и законные интересы, коммунальные услуги не оплачивал, в связи с чем просит признать "Ш.Б" прекратившим право пользования жилым помещением, принадлежащим истцу на праве собственности.
Определением Ленинского районного суда <адрес> гражданские дела по иску "Ш.Б" к "К.О" о вселении и устранении препятствий в пользовании жилым помещением, взыскании судебных расходов, и по встречному иску "К.О" к "Ш.Б" о прекращении права пользования жилым помещением, объединены в одно производство.
Определением Ленинского районного суда <адрес> в качестве третьего лица по гражданскому делу признан "К.Д"
В судебном заседании "Ш.Б" и его представитель, адвокат "И", действующая на основании ордера, исковые требования о вселении и обязании не чинить препятствий в пользовании жилым помещением поддержали, просили их удовлетворить; исковые требования "К.О" не признали, просили в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании "К.О" и её представитель, "П", действующий на основании доверенности, исковые требования "Ш.Б" не признали, исковые требования к "Ш.Б" поддержали, просили их удовлетворить.
Третье лицо "К.Д" в судебном заседании поддержал исковые требования "К.О", в удовлетворении исковых требований "Ш.Б" просил отказать, пояснив. Что он зарегистрирован в квартире матери, в настоящее время планирует переехать к ней на постоянное место жительства со своей семьей.
Суд, выслушав "Ш.Б" и его представителя, адвокат "И", действующую на основании ордера, "К.О" и её представителя, "П", действующего на основании доверенности, третье лицо "К.Д", допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно п.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона РФ от (дата) N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Как следует из ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Статьёй 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно положениям ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", установлено, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи. Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Согласно ч.4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от (дата) N 189-ФЗ (ред. от (дата)) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ (дата)), действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от (дата) N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер.
Судом установлено, что на основании ордера N от (дата) "К.О" на состав семьи из N человек передана <адрес>, расположенная в <адрес>.
"Ш.Б" и "К.О" с (дата) года состояли в фактических брачных отношениях, вели общее совместное хозяйство, а в (дата) году "Ш.Ю" зарегистрирован в квартире "К.О" по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи, что подтверждается объяснениями "Ш.Б" и не оспаривается "К.О", пояснившей, что, действительно, проживали единой семьёй с "Ш.Б" с (дата), вели общее совместное хозяйство, благоустраивали жилое помещение, совместно несли бремя его содержания, однако в последние годы между нею и "Ш.Б" семейные отношения прекращены, в связи с чем не видит оснований для проживания "Ш.Б" в принадлежащей ей на праве собственности квартире.
Как следует из сообщения ФМС от (дата), "Ш.Б" значится зарегистрированным в <адрес> с (дата).
Согласно представленному суду Приватизационному делу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Постановления <адрес> МО «г.Астрахань» <адрес> по адресу: <адрес> безвозмездно передана в собственность "К.О" на основании заявления "К.О", "К.Д", "Ш.Б"
Согласно заявлению "Ш.Б" от (дата), имеющемуся в материалах Приватизационного дела, дал согласие "К.О" на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от участия в реализации права по приватизации данной квартиры отказался.
Согласно рапорту-характеристике ст. УУМ ОМ2 УВД по <адрес> от (дата), "Ш.Б" не проживает с (дата), в связи с тем, что поругался со своей сожительницей "К.О" (рапорт составлен со слов "Ш.Б").
Как следует из справки N от (дата) БТИ «Ростехинвентаризация», в настоящее время за "Ш.Б" собственности не значится, в приватизации не участвовал.
Таким образом, суд установив, что "К.О" зарегистрировала в (дата) году "Ш.Б", в квартире, как члена своей семьи, в настоящее время собственник жилого помещения "К.О" считает, что фактические семейные отношения с "Ш.Б" прекращены, однако, в момент приватизации жилого помещения "Ш.Б" давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна, исходил из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, считает, что "Ш.Б" сохранил право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности "К.О", в связи с чем исковые требования "К.О" о прекращении "Ш.Б" права пользования жилым помещением удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании "Ш.Б" пояснил, что (дата), в результате ссоры с "К.О", был вынужден покинуть место своего проживания, в этот же день "К.О" сменила входную дверь в жилом помещении, всячески препятствует его проживанию в квартире, другого жилья не имеет, вынужден снимать комнату.
Пояснения "Ш.Б" в этой части подтверждаются показаниями допрошенного в качестве свидетеля "А", проживающего в одном подъезде с "К.О" и "Ш.Б"
Свидетельские показания "А" принимаются судом в качестве доказательства по делу, поскольку являются последовательными, согласуются с пояснениями "Ш.Б", кроме того, в судебном заседании "К.О" не отрицала того обстоятельства, что ею (дата) заменена входная дверь в квартиру, так как "Ш.Б" в этот день покинул жилое помещение, закрыв за собой дверь и не оставил ей ключей от двери.
Суд, в совокупности представленных доказательств, приходит к выводу о имеющемся в настоящее время факте препятствия "К.О" в пользовании жилым помещением "Ш.Б" и полагает требования "Ш.Б" о вселении и устранении препятствий в пользовании жилым помещением подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании по ходатайству "К.О" в качестве свидетели допрошены "К.О", "Н", пояснившие, что "Ш.Б" на протяжении длительного времени оскорбляет "К.О", применяет к ней физическую силу, (дата) нанёс ей удары гвоздодёром, в связи с чем "К.О" вынуждена была оградить себя от "Ш.Б", однако, показания данных свидетелей не принимаются судом в качестве доказательств по делу, поскольку "К.О" в судебном заседании пояснила, что испытывает неприязнь к "Ш.Б", а свидетель "Н" не являлась очевидцем указанных ею событий.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение cyда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату представителя в разумных пределах.
Как установлено в судебном заседании "Ш.Б" понес судебные расходы: N рублей им потрачено за составление искового заявления и подготовку к судебному заседанию, N рублей за ведение гражданского дела в суде, что подтверждается представленными суду квитанциями-договорами N, N.
Учитывая объем услуг, оказанных представителем, категорию рассматриваемого дела, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с "К.О" расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме N рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление "Ш.Б" к "К.О" о вселении и устранении препятствий в пользовании жилым помещением, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Вселить "Ш.Б" в <адрес>, расположенную в <адрес>.
Обязать "К.О" не чинить препятствий "Ш.Б" в пользовании квартирой N в <адрес>.
Взыскать с "К.О" в пользу "Ш.Б" понесенные судебные расходы в размере N рублей.
В остальной части иска "Ш.Б" к "К.О" отказать.
Исковые требования "К.О" к "Ш.Б" о прекращении права пользования жилым помещением, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 25.04.2011.
Судья: Д.В. Широкова