решение от 18.09.2012г. о взыскании компенсации морального вреда



Решение

Именем Российской Федерации

18 сентября 2012 года               г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Асламбековой Г.А.

при секретаре Терендий А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

Установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, о взыскании компенсации морального вреда, указав что он дата обезличена был репрессирован по политическим мотивам, по национальному признаку органами НКВД СССР, впоследствии был реабилитирован. С дата обезличена по дата обезличена находился под надзором органов внутренних дел СССР. Общий срок незаконного ограничения прав и свобод истца составил 13 лет 3 мес. и 13 дней.

В связи с чем истец просит суд взыскать с Управления Федерального казначейства по <адрес> из средств казны РФ компенсацию в размере 3 миллионов рублей в счет возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти.

В судебном заседании представитель истца ФИО1- ФИО4, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить с учетом правовой позиции Европейского суда, выраженной в постановлении от 02.02.2010г. по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», которым разрешены аналогичные правоотношения.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 с дата обезличена по дата обезличена. находился под надзором спецкомендатуры органов внутренних дел СССР как политический выселенец и национальному признаку, что подтверждается справкой от 26.11. 1993г. выданной и.о. начальника ИЦ МВД Республики Калмыкия.

дата обезличена ФИО1 зам. министра ВД Республики Калмыкия -Хальмг Тангч выдана справка о реабилитации.

В материалах дела имеется свидетельство , удостоверение выданные ФИО1 согласно которых он имеет право на льготы установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

В соответствии со статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Глава 59 ГК РФ предусматривает обязательства, вследствие причинения вреда. Основания компенсации морального вреда определены статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ, введенными в действие с 01 марта 1996 года.

В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Частью 1 ст. 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.

Статьями 12-18 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991г. № 1761-1 определены последствия реабилитации.

Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (ред. от 01.07.2011) определяет порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации и не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями настоящего Закона.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (ред. от 01.07.2011) целью данного Закона, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба.

Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и принятыми во исполнение данного Закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе, компенсации имущественного и неимущественного вреда, различные меры социальной поддержки. Данные компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и ее субъектами, путем выделения бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ сформулированной в определении от 15.05.2007 N 383-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе и неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции РФ.

Компенсация морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и другими законодательными актами РФ специально не предусмотрена.

Доводы истца о преюдиции решения Европейского Суда по правам человека по "аналогичному" делу (решение Европейского Суда по правам человека по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии") в качестве основания для удовлетворения иска, суд признает не состоятельными.

Юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению в рамках настоящего дела, не совпадают с юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежали установлению и были установлены при вынесении решения Европейским Судом по правам человека в рамках своей компетенции при рассмотрении дела по жалобе "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии".

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования ФИО1 заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

в иске ФИО1 к Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд.

Судья:                           Г.А. Асламбекова