ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 20 сентября 2010 г.
Судья Ленинского районного суда г. Астрахани ФИО0, при секретаре ФИО9 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Н-ск суда Н-ск дело об административном правонарушении в отношении И2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Установил:
24.08.2010г. специалистом-экспертом отдела контроля организации медико-социальной помощи населению УР ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении И2 в котором указано, что в результате внеплановой документальной проверки И2 в связи с обращением прокуратуры Н-ск от Д.М.Г.г., касающимся заявления ФИО6 от Д.М.Г.г., проведенной в период с Д.М.Г.г. по Д.М.Г.г. выявлено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица И2 ФИО3, действующий на основании доверенности, вину не признал, возражал против привлечения к административной ответственности, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья, выслушав законного представителя юридического лица И2 ФИО3, действующего на основании доверенности, специалистов ФИО2, ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Д.М.Г.г. на основании приказа от Д.М.Г.г. НП30-535/10 УР комиссией в составе: ФИО2 - специалист-эксперт отдела контроля организации медико-социальной помощи населению УР и ФИО4 - врача уролога-онколога ОН была проведена внеплановая документальная проверка И2 в период времени с Д.М.Г.г. по Д.М.Г.г., предметом которой являлось соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по фактам изложенным в обращении ФИО6 от Д.М.Г.г. по вопросу оказания медицинской помощи.
В материалах дела имеется акт Н внеплановой проверки И2 от Д.М.Г.г., в котором указано, что ФИО6 поступил в Областную больницу И2 из ИК8 в феврале 2008г., где был выставлен диагноз: Р. В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» п. 126 - не проведено лечение, назначенное специалистами (курс химиотерапии). В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005г. п. 363 - не было проведено необходимое обследование для представления больного в 2009г. на медико-социальную экспертизу. В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005г. п. 39 - нет письменного отказа больного от операции. В нарушение приказа Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005г. п. 78 - выписные эпикризы за 2008-2009г.г. подписываются только лечащим врачом, подпись начальника медико-социальной части отсутствует.
В соответствии с п. 2 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Приказом № 190 Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005г. медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Согласно п.9 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 29 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1 лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно Положению о федеральном государственном учреждении «ИК-2 УФСИН по АО», утвержденному Приказом ФСИН от 25 марта 2005г. № 162, основными задачами Учреждения исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечения правопорядка и законности в «Учреждении», личной безопасности персонала, должностных лиц, граждан, находящихся на территории «Учреждения» и содержащихся в «Учреждении», обеспечение точного и безусловного исполнения приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и т.д.
В соответствии с п.3.41 Положения при Учреждении действует больница, для оказания осужденным, содержащимся в Учреждении специализированной стационарной и консультативной медицинской помощи, осуществления лечебно-профилактической и организационно-методической работы.
Главой IV «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», предусмотрен порядок организации больницы.
В соответствии с п. 101 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования лиц, содержащихся в Учреждениях.
Согласно п. 126 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» в больнице каждому больному обеспечиваются необходимые исследования его психического и соматического состояния и, в зависимости от характера заболевания, все современные методы лечения и медицинской реабилитации.
В соответствии с п. 18 Положения «Об организации медицинской помощи», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005г. № 633 онкологическая специализированная медицинская помощь может быть организована в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (областная, краевая, республиканская, окружная больница, диспансер, специализированная больница, поликлиника, госпиталь, центр).
В соответствии с п.5.2. Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 03.12.1999г. № 944н при подозрении или выявлении опухолевого заболевания пациента направляют в первичный онкологический кабинет (отделение), после чего врач-специалист первичного онкологического кабинета направляет пациента в онкологический диспансер, онкологическую больницу для уточнения диагноза и определения последующей тактики ведения пациента.
Согласно п. 5.3 Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в случае подозрения и/или выявления у пациента злокачественного новообразования врач-специалист первичного онкологического кабинета уведомляет организационно-методический отдел онкологического диспансера для постановки больного на учет (с его добровольного информированного согласия).
В соответствии с п. 6 Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в амбулаторно-поликлинических учреждениях онкологическая помощь больным с онкологическими заболеваниями оказывается врачами-онкологами в первичном онкологическом кабинете (отделении, дневном стационаре), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Положениями об организации деятельности первичного онкологического кабинета поликлиники, первичного онкологического отделения с учетом рекомендуемых штатных нормативов
Согласно п. 7.1 Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями оказывается в федеральных организациях, оказывающих медицинскую помощь, а также в онкологическом диспансере, онкологической больнице, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Положением об организации деятельности онкологического диспансера (онкологической больницы) и с учетом рекомендуемых штатных нормативов.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.01.2006г. № 110-ВС «Об онкологической специализированной медицинской помощи» онкологическая помощь больным злокачественными новообразованиями должна осуществляться в онкологических диспансерах. Использование коечного фонда областных, краевых, республиканских, окружных больниц допустимо исключительно в случаях недостатка профильного коечного фонда для онкологических больных. Оказание медицинской помощи онкологическим больным в этих учреждениях здравоохранения субъектов РФ допустимо только при наличии у них лицензии, сертифицированных и подготовленных по профилю специалистов в соответствующих областях онкологии, а также соответствующей договоренности с онкологическим диспансером.
В материалах дела имеется лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № ФС-30-01-000602 от 24 марта 2010г. на осуществление медицинской деятельности, согласно которой И2 имеет право оказывать следующие услуги: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: анестезиологии и реаниматологии, лабораторной диагностике, операционному делу, организации сестринского дела, рентгенологии, сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по оториноларингологии, при осуществлении специализированной медицинской помощи: по стоматологии хирургической. При осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: эндоскопии, функциональной диагностике, анестезиологии и реаниматологии, рентгенологии, терапии, хирургии, клинической лабораторной диагностике, инфекционным болезням, кардиологии, неврологии, экспертизе временной нетрудоспособности; при осуществлении специализированной медицинской помощи по: общественному здоровью и организации здравоохранения.
В материалах дела имеются письма начальника медицинского отдела УФ и главному врачу ОН Д.М.Г.г., согласно которым он просит разрешить проведение химиотерапевтического лечения больному ФИО6, ИК8 в условиях ОН, находящегося на лечении в хирургическом отделении ОУФ с диагнозом: Р
Как следует из пояснений представителя И2 ответы на данные обращения в УФ так и не поступили, на устные обращения был получен отказ.
В судебном заседании установлено, что осужденный ФИО6 отбывает наказание в ИК8, по состоянию здоровья с диагнозом: Р, нуждался в медицинской помощи, в связи с чем был направлен на лечение в больницу И2 Лицензия на право оказания медицинской помощи больному при наличии онкологического заболевания у И2 отсутствует. Кроме того, при Учреждении имеется больница для осужденных, которая не является онкологическим диспансером, медицинской частью. Согласно штатному расписанию больницы для осужденных И2 на Д.М.Г.г. должность врача-онколога в больнице не предусмотрена.
Главой XI «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» предусмотрен порядок направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п. 362 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в Учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации. Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения.
Согласно п. 363 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» перед направлением на медико-социальную экспертизу для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений начальник лечебно-профилактического учреждения УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в Учреждениях, в условиях ЛПУ УИС, а при необходимости - в ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Главой XI «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» предусмотрен порядок направления подозреваемых, обвиняемых и осужденных на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы, согласно которому администрация Учреждения занимается организацией проведения освидетельствования, собирает необходимые документы, обеспечивает его доставку осужденного на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы.
Следовательно, необходимое обследование для представления ФИО6 в 2009г. на медико-социальную экспертизу больница должна была провести на основании обращения ФИО6 и администрации ИК8 в которой ФИО6 отбывает наказание. В И2 ФИО6 лишь находился на лечении.
Согласно п. 39 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» отказ подозреваемого, обвиняемого или осужденного от предлагаемого ему обследования, лечения, иного медицинского вмешательства оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подтверждается его личной подписью, а также подписью медицинского работника после беседы, в которой подозреваемому, обвиняемому или осужденному в доступной для него форме разъясняются возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно-диагностических мероприятий.
В материалах дела имеется копия заявления ФИО6 на имя начальника больницы И2 от Д.М.Г.г., согласно которому осужденный ФИО6 от предложенной операции по удалению мп не отказывается, просит предоставить возможность проконсультироваться у В по поводу операции.
В протоколе об административном правонарушении от Д.М.Г.г. указано, что И2 нарушен п. 78 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», согласно которому выписной эпикриз должен быть подписан лечащим врачом и начальником медицинской части. Выписные эпикризы ФИО6 были подписаны лечащим врачом больницы И2, подпись начальника медицинской части отсутствует.
Однако пункт 78 включен в главу III «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», которая устанавливает порядок лечебно-профилактического обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в медицинской части. В И2 имеется больница, а не медицинская часть, в связи с чем правила оформления выписного эпикриза, установленные п. 78 Порядка не распространяются на И2. Поскольку в И2 имеется больница, следовательно ее деятельность регулируются правилами и нормами, установленными в главе IV «Организация деятельности больницы».
В судебном заседании ФИО2 специалист-эксперт отдела контроля организации медико-социальной помощи населению Управления Росздравнадзора по Н-ск в судебном заседании пояснила, что И2 не имеет право проводить курс химиотерапии, если бы в больнице И2 проводился курс химиотерапии осужденному ФИО6 в условиях Больницы И2, это было бы нарушением условий лицензии. Но они должны были заключить договора с ОНД на оказание медицинских услуг. Однако специалист не смогла пояснить на основании каких нормативных правовых актов больница И2 должна была заключать договора с ОН на лечение онкологических больных.
Специалист-эксперт врач-онколог ФИО4 в судебном заседании пояснил, что он по поручению руководства в составе комиссии проводил проверку в И2, были выявлены нарушения. В Диспансере он работает третий год. Прием больных осуществляет через регистратуру, существуют платные приемы, в диспансере имеется специальный отдел, который решает, кого принимать по полису, а кому назначается платное лечение.
В соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается ПР в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Диспозиция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Представленные в административном деле доказательства, не доказывают вину И2 в совершении административного правонарушения.
Лицензия на оказание медицинской помощи онкологическим больным (в том числе проведения курса химиотерапии) у И2 отсутствует.
Следовательно оказание медицинской помощи онкологическому больному в больнице И2 при отсутствии на это лицензии, а также отсутствии сертифицированных и подготовленных по профилю специалистов в соответствующих областях онкологии не допустимо.
Следует отметить, что представитель И2 в 2008г. обратился с письменным ходатайством на имя главного врача ОН и М о разрешении проведения в условиях ОНД по АО химиотерапевтического лечения больному ФИО6 Однако до настоящего времени какие-либо ответы не получил. Следовательно, в И2 предпринимали попытки оказать содействие и организовать лечение онкологическому больному в специализированном учреждении.
В соответствии с п.6 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения
Согласно п.п. "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
в) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
В ходе судебного разбирательства не установлено, что имело место грубое нарушение И2 требований и условий, предусмотренных лицензией на право осуществления медицинской деятельности. Более того, в акте проверки УР в протоколе об административном правонарушении указаны нормы (п.78 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Приказом № 190 Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005г.) которые не регламентируют деятельность больницы И2 и не могут быть применены при оказании медицинской помощи в больнице осужденным.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что отсутствует состав и событие административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1,2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего кодекса.
При таких обстоятельствах, судья считает, что производство по делу в отношении И2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3. ст. 19.20 КоАП РФ следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ, судья
Постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении И2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Н-ск суд в течение 10 дней.
Судья ФИО0а