Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 12 июля 2010 года
Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Брякина А.А., при секретаре Гусевой К.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15 КоАП РФ в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 руб. С данным постановлением заявитель не согласна, считает его незаконным и необоснованным. До ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживала по адресу: <адрес>, в связи с продажей данной квартиры, она была снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ
Документы из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о регистрации права собственности новых хозяев квартиры заявитель получила ДД.ММ.ГГГГ, а договор купли продажи был заключен ДД.ММ.ГГГГ, поэтому выписаться ФИО1 пришлось ДД.ММ.ГГГГ, но освободила полностью данную квартиру заявитель ДД.ММ.ГГГГ, и переехала по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не могла раньше явиться в ОУФМС России по <адрес> в <адрес>.
ФИО1 не проживала по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, и не могла явиться в ОУФМС ДД.ММ.ГГГГ Поэтому несвоевременная постановка на регистрационный учет по месту фактического проживания не зависела от нее, так как ее не своевременная явка в ОУФМС России по <адрес> в <адрес> случилась по уважительной причине. А соответственно ФИО1 не имела умысла на совершение данного административного правонарушения. Заявитель просит суд учесть, что она является инвалидом третьей группы.
На основании изложенного, ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, о признании виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 1500 рублей отменить.
В судебном заседании ФИО1 свою жалобу поддержала в полном объеме по основаниям в ней изложенным и просила удовлетворить, также просила учесть, что она является инвалидом 3 группы, пенсионеркой, а также что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее дочка с внучкой были госпитализированы, в связи с чем она также своевременно не смогла зарегистрироваться, так как не хватало времени, поскольку навещала детей в больнице. Кроме того, заявитель пояснила, что протокол об административном правонарушении был составлен после того как она заплатила штраф, сразу указанный протокол составлен не был.
Судья, выслушав заявителя, заслушав показания свидетеля, исследовав материалы дела приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут на <адрес> был выявлен факт проживания ФИО1 без регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2010 года по месту пребывания. За данное правонарушение ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
В силу ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В силу ч.1 ст.28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном статьей 32.3 настоящего Кодекса, взимаемый в порядке, предусмотренном статьей 32.2 настоящего Кодекса.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор административной практики ОУФМС России по АО в <адрес> ФИО4 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пришли с дочерью в ОУФМС России по АО в <адрес> для постановке на регистрационный учет по месту жительства в каб. №, где было установлено, что они нарушили требования Закона и в течение семи дней не зарегистрировались по месту жительства. Инспектор разъяснила указанным лицам о нарушении и привела их к ФИО4, который выслушав объяснения нарушителей, проверив документы, составил протокол об административном правонарушении и проводил ФИО1 с дочерью к начальнику ОУФМС России по АО в <адрес>, который также выслушав указанных лиц и проверив документы, вынес постановление о привлечении их к административной ответственности и о наложении штрафа.
Таким образом, доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа были составлены не своевременно, а после оплаты ею штрафа, суд отклоняет как необоснованные, поскольку они опровергаются вышеперечисленными доказательствами.
Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является обязанностью, исполнение которой обеспечивается нормами административного законодательства. Проживание или пребывание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства в соответствии с ч.1 ст.19.15 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет за собой наложение наказания.
В соответствии с ч.1 ст.19.15 КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается отметкой в паспорте ФИО1, последняя в день вынесения постановления по делу об административном правонарушении была зарегистрирована в <адрес> по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, ФИО1 являлась собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ и как пояснила суду, в связи с этим законно проживала в данном жилом помещении, находящемся в ее собственности. Впоследствии решив продать указанное жилое помещение занималась его реализацией, оформлением необходимых документов, а также посещением своей дочери и внучки, которые находились в стационаре, что также подтвердил, а именно наличие надлежащего документа - справки, свидетель ФИО4 в судебном заседании.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
В соответствии с п.3 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В силу п.16 указанного Постановления, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст.ст.2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 20.03.2001 N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (в ред. от 30.12.2001) относит к жилищам индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.
Следовательно, местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Для первого характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, отличительным признаком второго является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.
Таким образом, в силу ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным Федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Названный Закон не содержит ограничений по поводу выбора места жительства.
Более того, в ст. 8 названного Закона дан исчерпывающий перечень оснований ограничений прав граждан выбирать место пребывания и жительства. Установление иных, кроме прямо указанных в Федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и Федерального закона.
В соответствии со ст.9 названного Закона, действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.
В силу ч.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ) отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего административного материала доказательства, судья приходит к выводу, что постановление начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с прекращением производства по административному делу в отношении ФИО1 по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 - прекратить.
СУДЬЯ А.А. БРЯКИНА