решение о прекращении производства по делу по ч.1 ст. 19.15 Ко АП РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 26 октября 2010 года

Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Брякина А.А., при секретаре Умновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление УУМ ОМ -2 УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель, ФИО1 обратился с жалобой в суд на постановление УУМ ОМ -2 УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в обоснование своей жалобы указав, что постановлением УУМ ОМ №2 УВД по <адрес> капитаном милиции ФИО3 - ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе вообще не указано место его составления, а также не указано в чем заключается событие административного правонарушения и по какой части статьи 19.15. КоАП РФ ФИО1 совершил административное правонарушение.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется. В протоколе отсутствует дата, с которой заявитель пребывает по данному адресу. Суть пребывания ФИО1 по данному адресу заключается в том, что он по просьбе его родителей, с которыми проживает по <адрес> ( дом находится на против <адрес>) ухаживает за его родной бабушкой (возраст - 86 лет, прикована к постели, после перенесенного инсульта) и периодически ночует у неё, с тем, чтобы при необходимости сообщить родителям и вызвать скорую помощь, а фактически заявитель проживает по выше указанному адресу и приходит к бабушке по мере необходимости, а не пребывает у неё.

Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении было вынесено сразу же после составления протокола. Заявителю не были разъяснены его права и обязанности, как того требует ст. 29.7 КоАП РФ и он не мог воспользоваться юридической помощью защитника, тем самым были нарушены его права на защиту. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29.4 не было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела. В постановлении не указано место его рассмотрения, фамилия, имя и отчество должностного лица его вынесшего, как того требует ст.29.10.КоАПРФ. Виновность заявителя в совершении правонарушения не установлена, в материалах дела отсутствуют какие либо доказательства.

На основании изложенного ФИО1 просит постановление отменить, а производство по делу - прекратить.

В силу ст. 25. 1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ст. 30. 6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

ФИО1 извещен надлежаще о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения - расписка.

От лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ходатайств об отложении не поступало.

При этом суд учитывает сроки рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, предусмотренные ст. 30. 5 КоАП РФ, в связи с чем, принимая также во внимание надлежащее извещение ФИО1 о времени рассмотрения жалобы, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие последнего по представленным материалам.

Рассмотрев представленный материал, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ УУМ ОМ №2 УВД по <адрес> капитаном милиции ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № от том, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> выявлен гр. ФИО1, который проживает без регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ т.е. нарушил правила регистрации, проживает более 90 суток, тем самым совершил административное правонарушение предусмотренное ч.1 с. 19.15 КоАП РФ.

Из письменных объяснений нарушителя (ФИО1) в указанном протоколе, следует, что заявитель ФИО1 пребывает по адресу: <адрес> без регистрации с ДД.ММ.ГГГГ

На основании протокола об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения было вынесено постановление УУМ ОМ -2 УВД по <адрес> по административному делу, в присутствии последнего, и он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 1500 рублей, о чем свидетельствуют росписи самого ФИО1 как в вышеназванном протоколе так и в постановлении.

В силу ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

В силу ч.1 ст.28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном статьей 32.3 настоящего Кодекса, взимаемый в порядке, предусмотренном статьей 32.2 настоящего Кодекса.

Таким образом, доводы заявителя о том, что в протоколе не указано место его составления, а также не указано в чем заключается событие административного правонарушения и по какой части статьи 19.15. КоАП РФ ФИО1 совершил административное правонарушение, суд отклоняет как необоснованные, поскольку данные обстоятельства указаны в протоколе об административном правонарушении.

По вышеуказанным основаниям, суд также считает необоснованными доводы заявителя о том, что согласно постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется, а в протоколе отсутствует дата, с которой заявитель пребывает по данному адресу; в постановлении не указано место его рассмотрения, фамилия, имя и отчество должностного лица его вынесшего, поскольку они опровергаются вышеуказанными документами, их содержанием, в том числе собственноручной записью ФИО1 в графе «объяснения», согласно которых, последний пребывает по адресу: <адрес> без регистрации с ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является обязанностью, исполнение которой обеспечивается нормами административного законодательства. Проживание или пребывание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства в соответствии с ч.1 ст.19.15 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет за собой наложение наказания.

В соответствии с ч.1 ст.19.15 КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается протоколом об административном правонарушении и постановлением по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, последний, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, по адресу: <адрес> проживает бабушка заявителя, за которой он ухаживает, ввиду престарелого возраста и болезненного состояния последней, и периодически ночует у неё, с тем, чтобы при необходимости сообщить родителям и вызвать скорую помощь.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

В соответствии с п.3 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В силу п.16 указанного Постановления, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст.ст.2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 20.03.2001 N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (в ред. от 30.12.2001) относит к жилищам индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Следовательно, местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Для первого характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, отличительным признаком второго является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.

Таким образом, в силу ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным Федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Названный Закон не содержит ограничений по поводу выбора места жительства.

Более того, в ст. 8 названного Закона дан исчерпывающий перечень оснований ограничений прав граждан выбирать место пребывания и жительства. Установление иных, кроме прямо указанных в Федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и Федерального закона.

В соответствии со ст.9 названного Закона, действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

В силу ч.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 203-ФЗ) отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с ч.3 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, проанализировав все исследованные в ходе рассмотрения настоящего административного материала доказательства, судья приходит к выводу, что постановление УУМ ОМ -2 УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ подлежит отмене с прекращением производства по административному делу в отношении ФИО1 по ч.1 ст.19.15 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление б/н от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное УУМ ОМ -2 УВД по <адрес> ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 - прекратить.

СУДЬЯ А.А. БРЯКИНА