Дело № 11-44/2010г.
Апелляционное определение
24 февраля 2010 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Бредихиной С.Г.
при секретаре Ращупкиной Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Барнаула от 19 ноября 2009 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах опекуна Юркиной А.Ф. и опекаемого Башарина М.С. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитету по образованию администрации Ленинского района г. Барнаула о взыскании денежных средств на опекаемого,
установил:
Башарин М.С., <данные изъяты> года рождения, находится под опекой Юркиной А.Ф. на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула от <данные изъяты> № <данные изъяты>. Комитетом по образованию администрации Ленинского района г. Барнаула опекуну выплачивалось денежное пособие для обеспечения опекаемого питанием, одеждой, мягким инвентарем.
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд в интересах опекуна Юркиной А.Ф. и опекаемого Башарина М.С. к ответчикам о взыскании невыплаченных целевых средств по опекунскому пособию на содержание опекаемого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11505 руб. 96 коп.
По мнению прокурора, расчет суммы денежного пособия следовало производить в соответствии Постановлением администрации Алтайского края от 10 ноября 2005 года № 661, исходя из фактических цен региона. Однако данный порядок расчета не соблюдался. Опекунское пособие выплачивалось из расчета 3 307 руб. Установленный размер пособия не соответствовал размеру установленному постановлением главы администрации края № 661 и фактическим ценам Алтайского края в указанный период года, поэтому подлежит взысканию недополученная сумма за 2006 год.
Решением мирового судьи от <данные изъяты> исковые требования прокурора удовлетворены частично. С Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политики взыскана разница невыплаченных целевых средств по опекунскому пособию за период с января по декабрь 2006 года в пользу Юркиной А.Ф. на содержание опекаемого Башарина М.С. в размере 1578 руб. 24 коп. С Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить указанное решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение мирового судьи о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия за 2004 год не имеет преюдициального значения, субъекты Российской Федерации с 1 января 2005 года самостоятельно устанавливают размер и порядок выплаты опекунского пособия. Установление размера опекунского пособия в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка не нарушило права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебное заседание участники процесса не явились, извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей до 1 января 2005 года, порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 5 названного Закона было определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Право опекуна на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка было установлено пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции от 14 мая 2001 года. Этим же Постановлением установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 года № 199 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), пунктом 1 которого установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Наряду с этим право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было предусмотрено абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ. Выплата указанных денежных средств была предусмотрена в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, до 1 января 2005 года размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) определялся, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона и являлся расходным обязательством как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.
Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 СК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 153 названного Федерального закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, условия предоставления ухудшены.
В преамбуле данного Закона установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствие принципом разграничения полномочий между федеральными органам государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, с 1 января 2005 года субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.
Решением мирового судьи от <данные изъяты> с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края взыскана разница невыплаченных целевых средств по опекунскому пособию за период с <данные изъяты> года в пользу Юркиной А.Ф. на опекаемого Башарина М.С. в размере 13182 руб. 24 коп., исходя из суммы 3438 руб. 52 коп - нормы питания и вещевого довольствия на мальчика школьного возраста в 2004 году.
Решением мирового судьи от <данные изъяты> с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края взыскана разница невыплаченных целевых средств по опекунскому пособию за период с <данные изъяты> года в пользу Юркиной А.Ф. на опекаемого Башарина М.С. в размере 13182 руб. 24 коп., исходя из суммы 3438 руб. 52 коп - нормы питания и вещевого довольствия на мальчика школьного возраста в 2004 году.
Данные решения вступили в законную силу, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора в силу ст. 61 ГПК РФ. Доводы жалобы об обратном не соответствуют нормам процессуального права.
Как следует из материалов дела Юркиной А.Ф. за <данные изъяты> фактически было выплачено пособие на содержание опекаемого в сумме 39 684 рублей, то мировой судья обоснованно пришел к выводу о взыскании недоплаты в размере 1578 руб. 24 коп. (41 262,24 руб. (3438 руб. 52 коп. -размер опекунского пособия на мальчика школьного возраста за 2004г.,2005г. *12 мес.) - 39684 руб. (размер опекунского пособия фактически полученного за 2006г.), так как опекунское пособие опекуном за 2006 год было получено в меньшем размере, чем в 2004,2005 годах.
Указанная сумма и была обоснованно взыскана судом с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Барнаула от 19 ноября 2009 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах опекуна Юркиной А.Ф. и опекаемого Башарина М.С. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитету по образованию администрации Ленинского района г. Барнаула о взыскании денежных средств на опекаемого, оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья С.Г. Бредихина