№ 11-69/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 июля 2012 года г. Барнаул Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Е.А.Бакланова, при секретаре О.Н. Варт , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района города Барнаула от 18 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района города Барнаула в интересах Иванниковой В.К. к обществу с ограниченной ответственностью «Д., Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о понуждении произвести начисление льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения, возложении обязанности произвести выплату недополученной компенсации за отопление, взыскании недополученной компенсации за отопление, установил: Решением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Барнаула от 18 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района города Барнаула в интересах Иванниковой В.К. к ООО « Д., Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о понуждении произвести начисление льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения, возложении обязанности произвести выплату недополученной компенсации за отопление, взыскании недополученной компенсации за отопление, с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула в пользу Иванниковой В.К. взыскана недополученная компенсация оплаченных расходов за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из общей площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м. в сумме <данные изъяты> копеек. В остальной части исковые требования прокурора Ленинского района города Барнаула в интересах Иванниковой В.К. оставлены без удовлетворения. Не согласившись с указанным решением, Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула отказать. В обосновании апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона № 156 –ЗС, пунктами 15, 16 Правил, расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производят организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг(организации – поставщики услуг), в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Соответственно, организации – поставщики услуг несут обязанность по расчету денежных эквивалентов по каждой жилищно-коммунальной услуге и ответственность за правильность указанного расчета(пункт 37 Правил); по передаче сведений о размере денежных эквивалентов в орган социальной защиты населения и ответственность за своевременность указанной передачи(пункт 29 Правил). Орган социальной защиты населения осуществляет суммирование переданных организациям-поставщикам денежных эквивалентов для определения общего размера компенсации(часть 7 статьи 4 Закона). То есть орган социальной защиты населения несет обязанность лишь по суммированию переданных организациями-поставщиками денежных эквивалентов и ответственность за правильность этого суммирования и по выплате компенсации льготополучателям и ответственность за своевременность указанной выплаты. Самостоятельного расчета денежных эквивалентов орган социальной защиты населения не производит, поскольку не наделен такими полномочиями. Таким образом, Управление выплачивает льготополучателю компенсацию в том размере, в котором ее рассчитали организации – поставщики услуг. Поскольку поставщик услуг в управление оспариваемую сумму не передавал, вины Управления в ее невыплате не имеется. На основании изложенного полагает, что судом неверно определен надлежащий ответчик, необоснованно не привлечен в качестве ответчика ООО «Д. которое непосредственно осуществляет расчет суммы льготы. В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Вархолинская М.М. настаивала на удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно сообщила, что в настоящее время в соответствии с проектом Закона Алтайского края «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края» планируется внести изменения в закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», в частности согласно пункту 5 которого компенсация 50% расходов на оплату отопления будет предоставляться в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. При этом на основании постановления АКЗС от 04.06.2012г. № 239 для одиноко проживающего гражданина стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки установлен в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения. Помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Барило Л.М. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение мирового судьи без изменения. Иванникова В.К., представители Главалтайсоцзащиты, ООО «Д., ООО «В.», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула в отсутствии неявившихся лиц. В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в силу ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы представителя апеллятора, возражения помощника прокурора Барило Л.М., суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В силу положений статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. При этом в силу пункта 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 года № 126 (далее Правила), размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 года № 290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Мировым судьей установлено, что Иванникова В.К. с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> лицом, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством № (л.д.7, оборот). Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, истец Иванникова В.К. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.6). Решением Ленинского районного суда города Барнаула от 21 октября 2011 года, вступившим в законную силу 07 декабря 2011 года(л.д. 52-54, 55-56), на ООО «Д. возложена обязанность произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты>.м. общей площади жилого помещения- <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность произвести назначение и выплаты Иванниковой В.К. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуг по отоплению исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ. Из анализа действующего на момент рассмотрения иска Прокурора законодательства следует, что отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, предусматривающий ограничение предоставление льгот по оплате отопления определенным количеством метров жилого помещения. Вместе с тем, в материалах дела имеется информация о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в отношении Иванниковой В.К., в которой имеется строка о размере льготной площади по жилью <данные изъяты> и по отоплению <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.5). Таким образом, вывод мирового судьи о том, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула необоснованно указывается для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, площадь жилого помещения отличная от общей площади жилого помещения, суд апелляционной инстанции полагает верным. Предоставленное истцу право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, понесенных за оказанную услугу по отоплению, цена которой определяется, исходя из общего количества квадратных метров в квартире, подлежит реализации в полном объеме, т.е. исходя из всей площади жилого помещения. В соответствии с представленным Генеральным директором ООО «Д.» расчетом сумм компенсации в денежном эквиваленте по услуге «отопление» Иванниковой В.К., не оспоренным сторонами, размер недополученной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> копеек(л.д. 69). Довод апелляционной жалобы о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, а орган социальной защиты несет ответственность лишь за правильность суммирования переданных организациями-поставщиками денежных эквивалентов при определении общего размера компенсации, а также за своевременность выплаты компенсации, не основан на законе. Так, согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее — уполномоченный орган). Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4). Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4). Аналогичные положения закреплены в п. 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (пункт 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (пункты 37, 38 Правил). В связи с вышеприведенными положениями нормативно-правовых актов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о необходимости взыскания недополученной компенсации за отопление именно с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. ООО «Д. являлось ответчиком по делу, в ходе рассмотрения которого обществом представлен расчет суммы компенсации в денежном эквиваленте по услуге «отопление» льготополучателю Иванниковой В.К.(л.д. 69). Данный расчет судом проверен, сторонами оспорен не был. Исходя из того, что требования прокурора к ООО «Д. были фактически исполнены до вынесения решения по делу, мировой судья обоснованно в данной части иск оставил без удовлетворения, что не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав сторон по делу. Доводы представителя Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о наличии проекта Закона Алтайского края, устанавливающего иной порядок предоставления льгот, а также ссылка на положения Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012г. № 239, предусматривающего стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки, не могут расцениваться судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены решения мирового судьи, поскольку на период, за который произведен перерасчет льготы по отоплению, действовало законодательство, примененное мировым судьей при вынесении решения. Принимая во внимания вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, выводов суда не опровергают, в связи с чем отсутствуют основания для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил: Оставить решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края от 18 апреля 2012 года без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения. Судья Е.А. Бакланов Мотивированное определение изготовлено 15 июля 2012 годаВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 10 июля 2012г.