о взыскании недополученной компенсации за отопление



Мировой судья В Дело № 11-109/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2012 г. г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула в составе:

Председательствующего Артемьевой Л.А.,

при секретаре Беляевой А.В.,

с участием прокурора Барило Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном производстве апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Барнаула от 20 июня 2012 года по делу по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Пахаруковой Р.П. к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о взыскании недополученной компенсации за отопление,

Установил:

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Барнаула от 20 июня 2012 года исковые требования прокурора Ленинского района в интересах Пахаруковой Р.П. удовлетворены, с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула в пользу Пахаруковой Р.П. взыскана недополученная компенсация оплаченных расходов за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ исходя из <данные изъяты> кв.м. от общей площади жилого помещения в сумме <данные изъяты>

Не согласившись с решением мирового судьи, ответчиком Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы апеллятор указал, что Законом Алтайского края от 10 июля 2012 года №58-ЗС «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Алтайского края», были внесены изменения в Закон Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», уточняющий порядок расчета компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения. С учетом данных изменений, в настоящее время компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012г. №239 «О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки». Следовательно, Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула была законно начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из стандартов нормативной площади жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона № 156 –ЗС, пунктами 15, 16 Правил, расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производят организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики услуг), в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Самостоятельного расчета денежных эквивалентов орган социальной защиты населения не производит, поскольку не наделен такими полномочиями. Таким образом, Управление выплачивает льготополучателю компенсацию в том размере, в котором ее рассчитали организации – поставщики услуг. Поскольку поставщик услуг в управление оспариваемую сумму не передавал, вины Управления в ее невыплате не имеется.

На основании изложенного полагает, что судом неверно определен надлежащий ответчик, необоснованно не привлечен в качестве ответчика МУП «Д», которое непосредственно осуществляет расчет суммы льготы.

В апелляционном судебном заседании представитель апеллятора Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по доверенности Вархолинская М.М., на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Барило Л.М. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение мирового судьи без изменения.

Пахарукова Р.П., представители Главалтайсоцзащиты, ООО «В», МУП «Д, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в силу ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав мнение участников процесса, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На основании п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Из анализа законодательства, действующего на момент разрешения спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на день принятия решения суда отсутствовал какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего.

Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу пункта 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила), размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (пункты 17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 №290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В апелляционном судебном заседании установлено, что Пахарукова Р.П. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Барнаула от 16 января 2012 года на МУП «Д возложена обязанность произвести Пахаруковой Р.П. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра от общей площади жилого помещения – квартиры , расположенной в доме по <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг; на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула возложена обязанность произвести назначение и выплаты Пахаруковой Р.П. компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метров от общей площади жилого помещения – квартиры , расположенной в доме по <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, предоставленное истцу право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, понесенных за оказанную услугу по отоплению, цена которой определяется, исходя из общего количества квадратных метров в квартире, подлежит реализации в полном объеме, т.е. исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метров от общей площади жилого помещения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи относительно того, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, не основаны на законе.

Так, согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее — уполномоченный орган).

Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).

Аналогичные положения закреплены в п. 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126.

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (пункт 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (пункты 37,38 Правил).

На основании изложенного суд соглашается с выводами мирового судьи о необходимости взыскания недополученной компенсации за отопление именно с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

Довод апелляционной жалобы об изменении порядка расчета компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения после принятии Закона Алтайского края от 10 июля 2012 года №58-ЗС «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Алтайского края», не может быть признан состоятельным на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Принятие нового закона, регулирующего спорные правоотношения, не может повлечь отмену решения суда, поскольку самим актом обратная сила закону не придана.

Указанный довод апелляционной жалобы направлен на переоценку доказательств по делу и иное толкование закона.

Учитывая, что мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, выводов суда не опровергают, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Барнаула от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Л.А. Артемьева.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200