Дело Номер 0 Номер 0.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2010 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего Бредихиной С.Г.
При секретаре Ращупкиной Е.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Барнауле Алтайского края о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не законным и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на получение материнского капитала
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику в котором просил признать отказ УПФР г. Барнаула от 25 февраля 2010 года за Номер 0 незаконным; признать право на получение материнского капитала за истцом; обязать УПРФ г. Барнаула по Алтайскому краю выдать истцу государственный сертификат на материнский капитал.
В обоснование заявленных требований указывая, что Дата 0 года истица родила двойню: двоих девочек –ФИО3 Одна из девочек, ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. Факт рождения ФИО3 подтверждается справкой о рождении от Дата 0 года. Факт рождения второй дочери ФИО11 подтверждается свидетельством о рождении. В связи с принятыми дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, ФИО2 обратилась в пенсионный фонд с заявлением на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в чем ей было отказано со ссылкой на п.п.1 п.6 ст. 5 ФЗ от Дата 0 года Номер 0. Отказ пенсионного фонда является необоснованным, ограничивая возможности ФИО2 на получение материнского капитала. Поскольку согласно п.1 ст. 3 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержке семей имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержи возникает при рождении ребенка у женщин, родивших второго ребенка начиная с 01 января 2007 года. При этом право на дополнительные меры государственной поддержке возникает со дня рождения второго, и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения предыдущего ребенка(ст.7). Отказ в ограничении прав истца на материнский капитал нарушает её права как женщины, родившей двоих детей, и противоречит п.1 ст.3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей».
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствии.
Представитель истца в судебном заседании уточнил исковые требования, поскольку требование о признании права на получение материнского капитала за истцам дублирует требование о возложении обязанности, просил признать решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 25 февраля 2010 года за Номер 0 незаконным, обязать ответчика выдать истцу государственный сертификат на получение материнского капитала. Просит требования истца удовлетворить, пояснив, что из буквального толкования Закона следует, что право на получение государственного сертификата зависит от рождения второго ребенка, а не от количества живых детей. То, что истица родила второго ребенка подтверждается справкой о рождении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования истца не признал, пояснив, что истица обратилась к ним с заявлением о получении сертификата с предоставлением свидетельства о рождении второго ребенка, справки о рождении Номер 0 от Дата 0 года, свидетельство о смерти, паспорт. На основании исследованных документов управлением было принято решение об отказе в выдаче сертификата, на основании пп.1 п.6 ст. 5 ФЗ от Дата 0 года Номер 0. Поскольку у них имеется только такое основание для отказа. Истцу было отказано, так как не предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка. Исходя из закона сертификат выдается семьям имеющим детей. Если б истица получила свидетельство о рождении ребенка, то они бы выдали сертификат, если б ребенок был бы жив.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалов дела ФИО2 родила Дата 0 года дочь - ФИО11 и ФИО3. Дочь – ФИО3 умерла Дата 0 года, что подтверждается справкой о рождении Номер 0 и свидетельством о смерти ребенка.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Формы таких документов (справок) утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274.
Рождение – это акт гражданского состояния, то есть событие, влияющее на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (п. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона). Государственная регистрация соответствующего акта подтверждает факт того, что он имел место.
Рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, регистрируется, и это подтверждает, что факт рождения имел место, о чем выдается соответствующая справка.
В данном случае истице ФИО2 в связи с рождением ФИО3 была выдана справка л.д.16), в связи со смертью-свидетельство о смерти л.д.15).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин (граждан Российской Федерации независимо от места их жительства), родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Таким образом, в качестве условия возникновения указанного права закон устанавливает лишь факт рождения второго ребенка. Именно с момента рождения второго ребенка у матери возникает право на получение сертификата. Наличие живых детей на момент подачи заявления, либо на момент получения сертификата не установлено законом в качестве обстоятельства, имеющего правовое значение. Кроме того, закон не предусматривает смерть ребенка в качестве основания прекращения возникшего права на получение сертификата.
Тот факт, что в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который ведется в целях обеспечения учета указанной категории граждан, предполагается указание в числе сведений о детях реквизитов свидетельств о рождении (подп. 8 п. 2 ст. 4 Закона) не означает, что для выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо предоставление именно свидетельства о рождении, поскольку реестр выполняет учетную функцию, но не является правоустанавливающим документом.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 указанного Закона лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке). Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873.
Пунктом 3 (подпункт «а») указанных Правил установлено, что право на получение сертификата имеет, в числе прочих, женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Пунктом 5 Правил предусмотрено предъявление документов для выдачи сертификата.
Свидетельство о рождении ребенка упоминается лишь в прилагаемой к вышеуказанным Правилам форме Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, где в пункте 14 «Сведения о детях (по очередности рождаемости (усыновления)) предполагается указание реквизитов свидетельства о рождении.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, где отсутствует такое основание как обязательное наличие именно свидетельства о рождении как подтверждение факта рождения ребенка.
Пунктом п. 7 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что законом не предусмотрено ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни одного из ее детей и наличия у неё именно свидетельства о рождении ребенка, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Барнауле Алтайского края о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не законным и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на получение материнского капитала удовлетворить.
Признать незаконным решение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от Дата 0 года Номер 0 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ФИО2.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края выдать ФИО2 государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.Г. Бредихина
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2010 года
Верно судья: С.Г. Бредихина