о признании отказа недействительным, возложении обязанности



Дело Номер 0г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2010 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Бредихиной С.Г.

при секретаре Ращупкиной Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску И к Администрации Ленинского района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании отказа Администрации Ленинского района г. Барнаула в постановке на учет для получения жилой площади незаконным, восстановлении срока для постановки на учет, о возложении обязанности поставить на учет, включить в реестр (список) лиц в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья,

установил:

И обратился в суд с иском к ответчикам согласно уточненных требований просил, признать отказ Администрации Ленинского района г. Барнаула в постановке его на учет для получения жилой площади среди детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, незаконным; восстановить ему пропущенный срок для постановки на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья; обязать Администрацию ленинского района г. Барнаула поставить его на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретения жилья; обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить его в список лиц, как сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья; взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины по 100 рублей с каждого; взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя по 7 500 рублей с каждого.

В обосновании требований указывая, что 04 марта 1994 года решением Центрального районного народного суда г. Барнаула его родители были лишены родительских прав. С Дата 0 2002 года по Дата 0 2009 года истец отбывал наказание в ФБУИК -5 г. Рубцовска. После освобождения истец обратился в Администрацию Ленинского района г. Барнаула по вопросу постановки его на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении. Администрацией ему было отказано, поскольку при назначении попечительства, за ним была закреплена жилая площадь, принадлежащая попечителю ФИО1

Полагает указанный отказ является незаконным. Он не является ни нанимателем, ни собственником квартиры Номер 0 по ... в ..., является нуждающимся, как лицо оставшееся без попечения родителей. Он не мог реализовать свое право и обратиться в соответствующие органы с заявлением о поставки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 до 23 лет, так как находился в местах лишения свободы.

В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии л.д.64).

Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, пояснив, что при назначении попечительства, администрацией Ленинского района г. Барнаула за истцом незаконно была закреплена жилая площадь, принадлежащая попечителю ФИО1, по этой причине истцу в постановке на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретения жилья было отказано. Истец с сентября 2002 года по июнь 2009 года отбывал наказание в местах лишения свободы, на основании чего не мог обратиться с заявлением о постановки его на учет в администрацию Ленинского района г. Барнаула до 23 лет. В связи с чем, просит признать отказ в постановке истца на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от Дата 0 года незаконным и восстановить истцу пропущенный срок для постановки на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретения жилья установленный законом до 23 лет. В 2004 году И в Администрацию Ленинского района г. Барнаула не обращался, опекун и попечитель И также не обращались. Они не знают ни о каком заявлении в 2004 году.

Ответчик Администрация Ленинского района г. Барнаула в лице представителя в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив отзыв в котором просит отказать И в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку обращение И с просьбой поставить его на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей последовало Дата 0 года, по истечению шести месяцев после освобождения из мест лишения свободы, на момент обращения в Администрацию Ленинского района г. Барнаула с вышеуказанным заявлением И исполнилось 24 года. А как следует из ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 летнего возраста. И на декабрь 2009 года не относился ни к одной из категорий граждан, поименованных в ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года. Кроме того, И даже будучи находящимся в ФБУИК-5 Рубцовска реализовывал свои гражданские права и законные интересы путем обращения в государственные органы и органные местного самоуправления, мог их также реализовывать и после получения отказа из Администрации Ленинского района г. Барнаула в 2004 году.

Ответчик - Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в лице представителя в судебное заседания не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив отзыв, в котором просит признать их ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Третье лицо – Администрация Алтайского края в лице представителя в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив отзыв в котором в удовлетворении требований просит отказать в полном объеме, рассмотрев дело в отсутствии их представителя.

Третье лицо – Администрация города Барнаула в лице представителя в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, считая заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца поддерживала.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Решением Центрального районного народного суда г. Барнаула от Дата 0 года ФИО3, 1966 год рождения, и ФИО3, 1960 года рождения, лишены родительских прав в отношении дочери ФИО2, Дата 0 года рождения, и сына И Дата 0 года рождения. Дети оставлены на воспитание ФИО1л.д.9).

Постановлением Администрации Ленинского района г. Барнаула от Дата 0 года Номер 0 ФИО1 назначена попечителем несовершеннолетнего И; за И сохранено право пользование жилым помещением по ... л.д.11).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от Дата 0 года собственником квартиры Номер 0 дома Номер 0 по ... в ... является ФИО1, на основании справки о выплате пая от Дата 0 года и свидетельства о праве на наследство по закону л.д.12).

Согласно справки Номер 0 от Дата 0 года И содержался в местах лишения свободы с Дата 0 года по Дата 0 года л.д.10).

После чего, И обратился в Администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением о постановке его на очередь на получение жилплощади л.д.73).

Администрацией Ленинского района г. Барнаула от Дата 0 года в постановке на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей И отказано. Поскольку за ним сохранено право пользования жилым помещением по ...9. Кроме того, в 2004 году ему также было отказано в постановке на учет для получения жилья среди лиц данной категории.

В соответствии с абз.1,2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17 декабря 2009 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из ст.1, положения Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.1,2 ст.4). Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.4 данного Закона, закреплено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья, порядок выдачи которой устанавливается администрацией Алтайского края.

В соответствии с п.п.3.1, 3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.

При этом формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи (п.4.3 Положения).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Так, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

-дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

-лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка на внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Право указанной категории лиц (ст. 1 указанного закона) на внеочередное получение жилья, в том числе на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

При этом сведения о том, что И был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста как лицо из числа детей, оставшегося без попечения родителей или как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалах дела отсутствуют.

Сходная правовая позиция, касающаяся вопроса реализации мер социальной поддержке в отношении граждан со стороны государства в части установления нормативным правовым актов сроков, ограничивающих возможность граждан в реализации прав, изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалдина М.Д. на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацем четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 ФЗ от 21 декабря 1996 года «Дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требование истца о восстановлении пропущенного срока для постановки его на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья удовлетворению не подлежит. Установленный законом возраст не является процессуальным либо иным сроком, подлежащим восстановлению по своей природе. Иное толкование данного положения закона означало бы изменение установленного возрастного ценза.

Кроме того, как установлено в судебном заседании 02 февраля 2004 года И через представителя по доверенности ФИО1 обращался в Администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением, так как его родители были лишены родительских прав, он не имеет за собой жилой площади, просил поставить его в очередь на квартиру.

Постановлением Администрации Ленинского района г. Барнаула от 02 марта 2004 года И отказано в постановке на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по ст. 7 Закона АК «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае» л.д.123-133).

Отказ Администрации Ленинского района г. Барнаула от 02 марта 2004 года в постановке на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по ст. 7 Закона АК «О предоставлении жилых помещений в АК», не был оспорен в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Вместе с тем в судебном заседании представитель истца, третьи лица ФИО1 л.д.91), ФИО2л.д.91) отрицали факт обращения И в Администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С чем суд на соглашается, поскольку оценивая представленные доказательства стороной ответчика, факт обращения И в 2004 году имел место быть.

Действительно сохранение за истцом право пользования жилым помещением по ... (постановлением администрации Ленинского района от Дата 0 года Номер 0 «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним И» не согласуется с положением ч.1,3 ст. 17 ФЗ «Об опеки и попечительстве» в силу, которой, подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют право собственности на имущество подопечных» Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия. Поскольку принадлежащая на праве собственности квартира попечителя, не может быть признана постоянным местом жительства с вытекающими из этого безограничительным правом пользования, предусмотренного ст. 209 ГК РФ. Однако указанные обстоятельства не являются основанием удовлетворения требований истца, поскольку последний на сегодняшний день не является субъектом, указанным в ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Таким образом, поскольку И до достижения предусмотренного приведенным законом возраста не реализовал право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшегося без попечения родителей или как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то оснований для постановки его на учет при достижении им возраста 24 года не имеется.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

При этом суд учитывает положение части 3 ст. 196 ГПК РФ и рассматривает дело в пределах заявленных требований л.д.66-70).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования И к Администрации Ленинского района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании отказа Администрации Ленинского района г. Барнаула в постановке на учет для получения жилой площади незаконным, восстановлении срока для постановки на учет, о возложении обязанности поставить на учет, включить в реестр(список) лиц в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретения жилья, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.Г. Бредихина

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200