о признании членами сеьи собственника жилого помещения



№ ***Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата хх г. г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего: судьи Завертайлова В.А.

при секретаре Пузыревой А.С.,

с участием истицы И., её представителя на основании доверенности П.И., представителя на основании доверенностей ответчика администрации Ленинского района г.Барнаула П.О., третьих лиц С.2, М1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к администрациям Ленинского района гор. Барнаула и гор. Барнаула, Министерству Финансов Российской Федерации о признании членами семьи собственника жилого помещения, о признании постановлений администрации несоответствующим требованиям действующего законодательства, возложении обязанности,-

у с т а н о в и л:

И. обратилась в Ленинский районный суд гор. Барнаула с исковым заявлением с требованиями к администрациям Ленинского района г.Барнаула и гор. Барнаула.

Просит признать: постановление администрации Ленинского района г.Барнаула № *** от 8 февраля 2008 года о предоставлении ей комнаты жилой площадью 9,2 кв. м. в квартире, расположенной по адресу: гор. Барнаул, ..., ... не соответствующим требованиям Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющим детей-инвалидов, в ..., утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 года № 407 и Решения Барнаульской городской Думы от 26 октября 2007 года № 645 «Об утверждении порядка реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории гор. Барнаула; постановление администрации Ленинского района г.Барнаула № *** от 5 марта 2010 года об отказе в постановке её, как инвалида Великой Отечественной войны, в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий несоответствующим требованиям Указа Президента Российской Федерации «О предоставлении ветеранам Великой Отечественной войны отдельного благоустроенного жилого помещения в честь 65-летнего юбилея Дня Победы; обязать администрацию гор. Барнаула в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования названного Указа и предоставить ей, как инвалиду Великой Отечественной войны в границах гор. Барнаула отдельное благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы, проживает в однокомнатной квартире № *** дома № *** по ... в гор. Барнауле, которая принадлежит ей на праве собственности. По состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе. С декабря 1996 года по 30 августа 2003 года с ней проживал и ухаживал за ней сын С.1, который 30 августа 2003 года умер. С 27 мая 2003 года и по день обращения в суд 25 марта 2010 года с ней проживает сын С.2 С 20 декабря 1996 года состояла на учете на улучшение жилищных условий в жилищном отделе администрации Ленинского района г.Барнаула. Письмом от 12 декабря 2007 года администрация гор. Барнаула сообщила ей, что законодательно изменен порядок обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и такое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета. В то же время постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула № *** от 8 февраля 2008 года ей предоставили комнату жилой площадью 9,2 кв. метра в коммунальной четырехкомнатной квартире № *** дома № *** по ... в гор. Барнауле. Считает, что указанное постановление вынесено с нарушением Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 6 октября 2006 года № 407 и Решение Барнаульской городской Думы от 26 октября 2007 года «Об утверждении Порядка реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории гор. Барнаула», поскольку указанные Положение и Решение устанавливают порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов путем предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Будучи введенной в заблуждение работниками администрации Ленинского района г.Барнаула гор. Барнаула она зарегистрировалась по месту жительства в предоставленной ей комнате, приватизировала её, а в последующем продала за 400000 руб.

Считает, что на 8 февраля 2008 года приобрела право на получение субсидии из расчета стоимости 18 кв. метров общей площади на 2 человека (она и её сын), однако вместо выплаты субсидии в размере стоимости 36 кв. метров общей площади, ответчик предоставил ей комнату площадью 9,2 кв. в коммунальной квартире.

Считает, что в связи с изданием Указа Президента РФ «О выделении ветеранам Великой Отечественной войны отдельного благоустроенного жилого помещения к 65-летнему юбилею празднования Дня Победы» до 9 мая 2010 года должна была быть обеспечена отдельным благоустроенным жилым помещением. Обратилась в администрацию Ленинского района г.Барнаула с заявлением о выделении ей, как участнику Великой Отечественной войны отдельного жилого помещения. В заявлении указала, что с 3 февраля 2000 года в её квартире № *** дома № *** по ... проживает и зарегистрирована внучка М1, а с 7 июля 2004 года её муж М.3, которые ночуют на кухне.

По требованию ответчика администрации Ленинского района г. Барнаула к заявлению предоставила пакет документов. Постановлением администрации от 5 марта 2010 года за № *** ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий.

Исковое заявления И. принято к производству Ленинского районного суда гор. Барнаула и по нему возбуждено гражданское дело. В ходе рассмотрения дела истица И. в лице своего представителя на основании доверенности П.И. неоднократно уточняла заявленные исковые требования.

В окончательно варианте требования предъявила к администрациям Ленинского района г.Барнаула и гор. Барнаула, Министерству Финансов Российской Федерации. Просит признать М1, М.3, малолетнего М.2 членами семьи нанимателя жилого помещения – квартиры № *** дома № *** по ... в гор. Барнауле И.; постановление администрации Ленинского района г.Барнаула гор. Барнаула № *** от 8 февраля 2008 года о предоставлении И. комнаты жилой площадью 9,2 кв. метра в квартире № *** дома № *** по ... в гор. Барнауле признать несоответствующим требованиям Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 года № 407 и Решения Барнаульской городской Думы от 26 октября 2007 года № 645 «Об утверждении порядка реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории гор. Барнаула; постановление администрации Ленинского района г.Барнаула № *** от 5 марта 2010 года об отказе в постановке её, как инвалида Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий несоответствующим требованиям Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 года № 407 и Решения Барнаульской городской Думы от 26 октября 2007 года № 645 «Об утверждении порядка реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории гор. Барнаула; обязать Министерство Финансов РФ выделить в управление федерального казначейства Алтайского края денежные средства в размере 1468750 руб. в качестве субсидии на покупку жилого помещения И. и членам её семьи С.2, М1, М.3, М.2; обязать администрацию гор. Барнаула выделить в пользу И. денежные средства в размере 1468750 руб. в качестве субсидии на покупку жилого помещения И. и членам её семьи С.2, М1, М.3, М.2

Дополнительно в обоснование уточненных исковых требований указывает, что с 27 мая 2003 года в принадлежащей ей однокомнатной квартире № *** дома № *** по ... в гор. Барнауле проживает сын С.2. До октября 2007 года также вместе с ней в указанной квартире проживали внучка М1, её муж М.3, 7 сентября 2007 года у супругов М1 родился сын М.2 (её правнук), который по постоянному месту жительства также зарегистрирован в её квартире. Супруги М1 ведут с ней общее хозяйство, приобретают продукты, осуществляют за ней уход, она оказывает им помощь денежными средствами, в связи с чем должны быть признаны членами её семьи. В соответствии с действующим законодательством о ветеранах она имеет право на получение субсидии на приобретение жилья исходя из общей площади по 18 кв. метров на каждого из членов семьи.

В судебном заседании истица И., её представитель на основании доверенности П.И. настаивали на удовлетворении требований уточненного искового заявления по указанным основаниям в полном объеме.

Третьи лица С.2, М.4, действующая в отношении себя лично и в интересах своего малолетнего ребенка М.2, поддержали исковые требования.

Представитель на основании доверенностей ответчика администрации Ленинского района г.Барнаула П.О. исковые требования не признала, считает их необоснованными, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. Ранее представитель ответчика администрации Ленинского района г.Барнаула на основании доверенности П. предоставил в суд заявление о применении последствий пропуска срока на обжалование постановлений администрации района.

Ответчики администрация гор. Барнаула, Министерство Финансов Российской Федерации, третье лицо М.3 о времени и месте судебного разбирательства по делу уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили.

Ответчик администрация гор. Барнаула предоставила отзыв. Считает заявленные И. исковые требования необоснованными и просит отказать в их удовлетворении. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, документы, материалы гражданского дела, с учетом обстоятельств дела суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

По обжалованию постановления администрации Ленинского района г. Барнаула № *** от 8 февраля 2008 года И. пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок. Доказательств пропуска срока на обращение в суд стороной истца не представлено. В судебном заседании истица И. пояснила, что желая воспользоваться своим правом на улучшение жилищных условий она сама проявила инициативу в получении комнаты жилой площадью 9,2 кв. метра. Доводы о введении И. в заблуждение работниками администрации несостоятельны и не могут служить основанием для восстановления срока обращения в суд в части обжалования указанного постановления.

Обжалуемое постановление администрации района вынесено 8 февраля 2008 года, о его вынесении И. информирована незамедлительно, с использованием постановления приватизировала жилое помещение, обращение И. в суд последовало 25 марта 2010 года, таким образом трехмесячный срок на обжалование постановление, исчисляемый с 9 февраля 2008 года истек 12 мая 2008 года, основания для его восстановления отсутствуют.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 24 Постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указал, что при установлении факта пропуска срока для обращения в суд без уважительных причин суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Подтверждено имеющимися доказательствами, не оспаривается участниками процесса, что истица И. является инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствие со ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 14 категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по инвалидам Великой Отечественной войны определяется по обеспечению жильем исходя из числа инвалидов; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство о ветеранах, в рассматриваемом случае Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с последующими изменениями, определяет круг лиц, имеющих право на поддержку со стороны государства, и объемы этой поддержки, в частности и по обеспечению жилым помещением. При этом объем поддержки указан в размере стоимости 36 кв. метров жилого помещения в расчете на инвалида без учета членов его семьи. Поэтому ссылка стороны истца о нормоположенности ему и членам семьи, даже при доказанности, что членами семьи истца указанные им лица, субсидии в объеме стоимости жилой площади, рассчитанной на истца и членов его семьи, на законе не основана и прямо ему противоречит.

Указанный размер субсидии, при подтверждении права инвалида Великой Отечественной войны на её получения, продублирован и в п. 4 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденном постановлением администрации Алтайского края № 407 от 6 октября 2006 года. Таким образом, количество членов семьи инвалида не имеет правового значения для определения размера субсидии и расчет истца размера субсидии является неверным.

В тоже время в указанном федеральном законе отсутствуют нормы, определяющие порядок и условия установления нуждаемости инвалида Великой Отечественной в улучшении жилищных условий. Эти нормы содержатся как в положениях федерального жилищного законодательства, так и в местных нормативных актах и для решения вопроса о нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий имеет правовое значение размер общей площади жилого помещения, занимаемого лицом, и количество членов семьи лица, претендующего на получение государственной поддержки в виде субсидии на приобретения жилья.

Так, п.п. 4-6 ст. 50 ЖК РФ закреплено: «4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.»

Учитывая, что, как указано выше, федеральными законами, Указами Президента РФ для определения нуждаемости инвалидов Великой Отечественной войны иной порядок не установлен, необходимо пользоваться местными нормативными актами для проверки законности действий ответчиков и нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. Это также вытекает из положений главы 3 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденном постановлением администрации Алтайского края № 407 от 6 октября 2006 года (порядок постановки на учет, формирование списка, перерегистрация лиц).

Решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле"(с изменениями от 19 февраля 2009 г.) закреплено, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", городская Дума, решила:

1. Установить:

1.1 учетную норму площади жилого помещения в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

Общая площадь жилого помещения, занимаемого семьей в коммунальной квартире, для определения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассчитывается как сумма размеров общей площади занимаемой комнаты (комнат) и части площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире, пропорционально площади занимаемой комнаты (комнат);

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № *** И. является собственницей жилого помещения – квартиры № *** в доме № *** по ... в гор. Барнауле общей площадью 32,5 кв. метра и дополнительно, как подтверждено исследованными доказательствами, в том числе пояснениями истицы, И. обжалуемым постановлением № *** от 8 февраля администрации Ленинского района г.Барнаула предоставлена комната жилой площадью 9,2 кв. метра в квартире № *** дома № *** по ..., которую И. приватизировала и продала по договору от 12 декабря 2008 года. При этом представленными и исследованными доказательства опровергается утверждение И. о том, что она была введена в заблуждение относительно своих прав при выделении ей жилого помещения в виде отдельной комнаты площадью 9,2 кв. метра.

В принадлежащем И. на праве собственности жилом помещении помимо неё зарегистрированы по месту жительства сын С.2, внучка М1, муж М1 М.3, М.2 (правнук И.), родившийся 7 сентября 2007 года.

Однако, в отличии от утверждения в первоначальном исковом заявлении, в уточненном исковом заявлении, в своих пояснениях в судебном заседании истица И. признала, что М1, М1, М.2 с 2007 года с ней не проживают, проживают в арендуемом жилом помещении. Таким образом, указанные лица в соответствие с положениями ст. 31 ЖК РФ не могут быть признаны членами семьи И. и учитываться при решении вопроса о постановке её на очередь на улучшение жилищных условий.

18 февраля 2010 года И. обратилась в администрацию Ленинского района гор. Барнаула с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны на получение субсидий для приобретения жилья за счет средств Федерального бюджета.

Поскольку при учетной норме 12 кв. метров на одного проживающего И. при проживании с ней одного члена семьи имеет в собственности жилое помещение общей площадью 32,5 кв. метра, не истекло 5 лет со дня продажи И. принадлежащей ей комнаты жилой площадью 9,2 кв. метра (ст. 53 ЖК РФ) И. правомерно отказано постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула от 5 марта 2010 года в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-

р е ш и л :

И. в удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд гор. Барнаула в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено Дата хх года.

Судья В.А. Завертайлов

Верно:

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200