Дело Номер 0РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата 0 года Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края
в составе:
председательствующего Е.Н. Ненашевой
при секретаре Я.В. Веселовской
с участием прокурора О.А. Лямкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ... района г. Барнаула в интересах Радченко А.С. к Управлению ..., администрации ... ... о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения,
установил:
Прокурор ... района в интересах Радченко А.С. обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о возложении на них обязанности предоставить Радченко А.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее ... м.кв. общей площади на одного члена ее семьи.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии с решением Ленинского исполкома от Дата 0. Номер 0, над Минаковой (Радченко) А.С., Дата 0г.рождения была учреждена опека, поскольку мать несовершеннолетней ФИО6 умерла, а отец ФИО16 отбывал наказание в местах лишения свободы. Решением ... районного суда г.Барнаула от Дата 0г. ФИО16 был лишен родительских прав в отношении дочери. В соответствии с протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ... от Дата 0г. Номер 0, Минакова А.С. была принята на учет для получения жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истица имеет состав семьи в количестве трех человек, однако, до настоящего времени она и ее семья не обеспечены жильем.
В судебном заседании прокурор, истец Радченко А.С. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в описательной части решения.
Представитель третьего лица администрации ... ФИО7 иск не признала и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем возложено на субъект РФ, в данном случае это администрация Алтайского края, которой приняты свои законы, то есть закон №72-ЗС от 2004г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Органы местного самоуправления не наделены такими полномочиями, это полномочия администрации Алтайского края. Возражала против удовлетворения требования о возложении обязанности по предоставлению Радченко А.С. жилья администрацией ... ....
Представители ответчиков администрации ... ..., Управления ..., представитель третьего лица администрации ... в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В представленном отзыве на исковое заявление Управление ... просит в удовлетворении иска отказать, поскольку положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. в части финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета субъекта РФ в отношении истицы применению не подлежат, так как данным законом не предусмотрено предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым на момент постановки на учет относилась Радченко А.С., жилых помещений. Закон Алтайского края №136-ЗС фактически предоставляет лицам из числа детей-сирот еще одну дополнительную гарантию – предоставление жилого помещения. Эта гарантия предоставляется данной категории граждан только с момента вступления закона в силу – 02.01.2007г., и на ранее возникшие отношения не распространяется. Учет нуждающихся в соответствии с указанным законом ведут органы местного самоуправления, которые ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст.5 Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, каковым в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. На основании сводного реестра Управление формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. Иных полномочий в части обеспечения жилых прав детей-сирот Управление не имеет. Радченко А.С. была поставлена на учет в ... году, документы истицы для включения в сводный реестр были направлены в Управление ... Дата 0г., но были возвращены по причине того, что Радченко встала на учет до вступления в силу закона №136-ФЗ, а также в настоящее время и на дату вступления закона в силу ей было более 23-х лет. В связи с изложенным Управление полагает, что у Радченко А.С. отсутствует право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального найма на основании закона АК от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» л.д.23-26).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, возложена на органы исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (абз.2 п.1.ст.8, ст.4,5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы отзыва на исковое заявление администрации Алтайского края о том, что Радченко А.С. с Дата 0 года состоит на очереди на получение жилья и администрация ... ... обязательства не исполнила по предоставлению жилья истцу, поэтому обязанными по отношению к Радченко являются только администрация ... ... и администрация ... не основаны на законе. Указанное обстоятельство не свидетельствует, что у муниципального органа возникла обязанность по предоставлению жилого помещения истцу в настоящее время.
Спор возник в настоящее время и при длящихся правоотношениях подлежит применению закон на момент возникновения спора.
Согласно положениям ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку в данный момент решается вопрос о предоставлении жилого помещения, то и подлежат применению нормы права, действующие в данный момент, и регулирующие отношения по предоставлении жилого помещения.
В силу положений ст.57 ЖК РФ (аналогичное положение содержалось в п.2 ст.37 ЖК РСФСР) обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела решением ... совета народных депутатов исполнительного комитета Номер 0 от Дата 0. над Минаковой А.С. Дата 0 года рождения установлена опека, опекуном назначена ФИО19, приходящаяся тетей истице л.д.7). Согласно указанного решения мать девочки – ФИО6 умерла, отец – ФИО16 находится в местах лишения свободы.
Решением ... районного суда ... от Дата 0г. ФИО16 лишен родительских прав в отношении дочери Минаковой ..., Дата 0 года рождения, решение вступило в законную силу Дата 0г. л.д.8).
Согласно информации ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Росреестра, Радченко (Минакова) А.С. объектов недвижимости в ... в собственности не имеет л.д.15-16).
Фамилия истицы с Минаковой изменена на Радченко в связи с заключением брака, что подтверждается копией свидетельства л.д.11).
Дата 0 года Минакова А.С. обратилась с заявлением на имя главы администрации ... ... с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей л.д.9).
Дата 0 года решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ... ... Минакова А.С. принята на учет для улучшения жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей л.д.10). На основании постановления администрации ... Номер 0 от Дата 0г. Радченко А.С. включена в соответствующий Список лиц для получения жилья в администрации ... л.д.13).
Таким образом, Радченко А.С. на момент постановки на учет как нуждающейся в жилье, являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имела право на внеочередное получение жилья.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом РФ – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.
В соответствии со ст. 5 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» от 12 декабря 2006 года право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.4 этим Законом органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Согласно же ст.6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, не имеющим закрепленного жилья, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди в соответствии с нормами предоставления жилого помещения в размере 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек (ст.7,8).
На основании ч.3 ст.8 указанного закона №136-ЗС размер общей площади жилого помещения, предоставляемого семье по договору социального найма, определяется исходя из количества членов семьи, проживающих совместно, и нормы предоставления площади жилого помещения.
Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление жилищно-коммунального хозяйства (Положение об Управлении Алтайского края, по жилищно-коммунальному хозяйству, утв. Постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года №145).
Как пояснила в судебном заседании Радченко, ее семья состав из трех человек, в который входит она, ее муж и ребенок. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспорено, доказательств обратному не представлено.
В связи с изложенным суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению Радченко А.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма размером не менее 54 кв.м. (18 кв.м. х 3 человека) на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Доводы, изложенные в отзыве представителем Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что в отношении Радченко А.С. сведения о нуждаемости в жилье были направлены в Управление Дата 0г. и были возвращены по причине того, что истица встала на учет до вступления в силу закона №136-ЗС, а также, что в настоящее время и на дату вступления закона ей было более 23 лет, не могут быть основанием для отказа в иске, поскольку соблюдение порядка предоставления сведений о нуждающихся в жилье – это обязанность органов местного самоуправления и вины истца в несоблюдении порядка предоставления сведений нет. Материалами дела подтверждено, что на учет Радченко поставлена Дата 0г., когда ей не исполнилось 23-х лет. Неисполнение органами власти своих обязанностей не может влиять на права истца.
Поскольку на администрацию ... ... закон не возлагает обязанность по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в удовлетворении требований к данному ответчику суд считает необходимым отказать. Иных требований, заявленных к администрации ... ... исковое заявление не содержит.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
руководствуясь ст.ст. 194-199, 103 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Прокурора ... района г. Барнаула удовлетворить в части.
Обязать Управление Алтайского края ... предоставить Радченко А.С., имеющей состав семьи, состоящей из трех человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 54 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах Радченко А.С. к администрации ... ..., Прокурору ... района г. Барнаула отказать.
Взыскать с Управления администрации Алтайского края ... государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья: Е.Н. Ненашева.
Не вступило в силу на 27.07.2010